Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1 2007
Бабочкин П. И. Студент как субъект учебно-воспитательного процесса в вузе
УДК 378
Аннотация: В статье рассматриваются социоцентристский и личностноцентристский подходы к профессиональной подготовки студентов, делается вывод о необходимости использования субъектного подхода в образовательном процессе.
Ключевые слова: студент, подготовка кадров, социоцентристский подход, личностноцентристский подход, субъектный подход. .
Рассматривая социальный аспект проблемы качества образования, прежде всего, следует отметить, что система образования представляет собой социальный институт, призванный удовлетворять запросы общества и граждан. Одной из основных функций института образования является социализация молодого поколения, обеспечивающая не только преемственность культуры в широком смысле (в том числе и профессиональной), но и устойчивое развитие данного общества за счет смены поколений и инновационной деятельности молодежи. При этом следует учитывать мировые тенденции развития как образования, так и общества, чтобы «вписать» молодое поколение в социальные структуры, сделать его жизнеспособным в современном российском обществе.
В настоящее время, как справедливо отмечается многими учеными, наступила эпоха информационной цивилизации, где главной ценностью выступают уже не материальные блага, а обладание информацией, и ее использование в социокультурной и производственной сферах жизни общества. В то же время резко возросла роль человеческого фактора, значимость субъектных качеств личности гражданина и специалиста, а, прежде всего, ответственность за свое саморазвитие и самореализацию.
В настоящее время в педагогической теории и практике выделяются два основных подхода к подготовке специалистов: социоцентристский и личностноцентристский (или антропологический).
Использование социоцентристского подхода в системе профессионального образования определяется, прежде всего, типом общества. Это может быть общинный тип социума (например, «развитой социализм»), т.е. там, где сохранение и устойчивое развитие социума обеспечивалось за счет совместной деятельности людей, объединенных единой целью (например, «строительством коммунизма» и т.п.), а также способом деятельности и достижения цели или другими факторами. Здесь проявления индивидуальных особенностей каждой личности в совместной деятельности не требуется. Обществу нужны не творческие личности, а образованные специалисты, умеющие хорошо работать в коллективе (бригаде, цехе, отделе и т.д.).
Кроме того, социоцентристский подход следует соотнести не только с типом общества, но и с профилем профессии или специальности. Например, в сфере подготовки военнослужащих главное – это формирование необходимых социальных качеств и профессиональной квалификации, поскольку здесь не ставится задача развития творческого потенциала личности. То же самое можно сказать и про инженерные специальности и многие другие.
Использование личностноцентристского подхода в системе профессионального образования также, во многом, зависит от типа общества и его требований к личности специалиста. Например, развитие демократического общества, в большей степени, осуществляется за счет личностного потенциала и творческих способностей личности в различных сферах социально-значимой деятельности. Задача социализации специалиста не имеет такой же значимости, хотя и здесь совместное производство требует согласованных действий квалифицированных работников в реализации технологических процессов.
По отношению к профилю специальности личностноцентристский подход эффективно используется в подготовке специалистов творческих специальностей. Это особенно ярко проявляется в сфере художественного творчества, науке и др. Например, артисты, художники, ученые, конструкторы, дизайнеры – это, по большей части, специалисты с высоким творческим потенциалом и личностной спецификой профессиональной деятельности.
В то же время, как в первом, так и во втором подходах к образованию, общество определяет тип обучения (система образования здесь выступает как социальный институт) и несет ответственность за уровень подготовки специалиста, поскольку он является объектом образовательной деятельности. Конечно, сегодня в высшей школе формируются определенные субъектные качества специалистов, которые реализуются, как правило, во внеучебном процессе: система СНО, кружки по интересам, студенческое самоуправление и другие формы. Однако, в любом случае, студент не несет ответственности перед обществом за качество своего образования, поэтому его нельзя считать полноправным субъектом образовательной деятельности, поскольку за качество его образования в большей степени отвечает вуз и преподаватель. Это достаточно четко проявляется в процессах государственной аттестации вузов, где государство определяет способность вуза готовить специалистов в соответствии с требованиями ГОС.
Российское общество в настоящее время находится на переходном этапе своего развития, поэтому оно в значительной степени имеет неустойчивый характер. Особенно это проявляется в социально-политической и экономической сферах. Пока еще не достаточно четко определен общий вектор развития Российского государства, не определена социокультурная миссия России в развитии мирового сообщества. Поэтому здесь требуется особый тип личности, жизнеспособный в данном обществе, способный к саморазвитию и самореализации, а также социально активный по отношению к развитию социума. При этом специалист должен совмещать высокий уровень развития своего творческого потенциала и социализации во всех сферах его социальной жизнедеятельности с такой же социальной ответственностью за свое развитие, высокий уровень профессиональной подготовки. Кроме того, выпускник вуза, как полноценный гражданин, должен быть готов принять на себя ответственность за устойчивое развитие российского общества и государства.
В такой ситуации особенно возрастает социальная значимость системы образования как социального института по воспроизводству молодого поколения российских граждан и специалистов нового типа, способных эффективно работать в условиях нестабильности. Система образования в таком случае выполняет функцию социализации в социально-значимых сферах жизни общества, включая профессиональную, семейно-бытовую, гражданскую и другие сферы. Социализация выступает как освоение прошлого опыта данного социума, его культуры, в том числе и профессиональной, а также формирование у человека социально-значимых качеств личности, позволяющих ему успешно осуществлять свою жизнедеятельность и саморазвитие в современном обществе. В соответствии с этим, одной из главных задач системы образования является подготовка человека к жизни в данном обществе, к эффективной профессиональной деятельности, ориентированной на развитие этого социума. Поэтому качество образования в вузах следует определять не столько уровнем профессиональной подготовки, а оптимальным соответствием требованиям общества, профессионального сообщества и потребностям самой личности.
Следовательно, необходимо разрабатывать и внедрять в систему профессионального образования субъектно-центристский подход к подготовке специалиста, где студент становится полноценным субъектом образовательного процесса. Сам социальный субъект (индивид или социум) также формируется в процессе деятельности, осознавая при этом окружающий мир и самого себя, а также свое место в данном социальном сообществе.
В общем можно отметить, что принцип субъектности является одним из основополагающих практически во всех философских системах и характеризует, прежде всего, активную деятельность субъекта по отношению к своему бытию или во внешней социоприродной и в социокультурной среде.
Отсюда следует, что в качестве субъектных характеристик социального субъекта выступают не только активная деятельность по преобразованию природы и самого себя, но и его интересы, для реализации которых осуществляется эта деятельность, а также сознание и осознание самого себя как субъекта, т.е. самосознание. На личностном уровне у молодежи формирование субъектности обеспечивает ее устойчивость в социальной среде, что проявляется в ее жизнеспособности, развитии жизненных сил и конкурентоспособности во всех сферах социальной жизнедеятельности. Жизнеспособность можно рассматривать как одну из базовых характеристик проявления субъектности, поскольку она предполагает высокую социальную активность личности, направленную на преобразование внешней природной и социальной среды и на формирование самого себя, в соответствии с заданными целями.
Уровнем субъектности, во многом, сегодня определяется конкурентоспособность молодых людей на современном избыточном рынке труда, особенно по специальностям социально-гуманитарного профиля. Поскольку молодежь – это социально-возрастная группа населения, которая находится в стадии своего социального и личностного становления, то в данной сфере для молодежи важными этапами будут: профессиональное самоопределение, профессиональное становление как специалистов в системе профессионального обучение и профессиональная самореализация на рабочем месте по избранной специальности. Активность личности здесь проявляется как на этапе осознанного выбора профессии, так и на этапе получения профессионального образования и квалификации определенного уровня, востребованного на рынке труда.
Профессиональная подготовка студента как будущего специалиста включает в себя профессиональную составляющую (соответствующие знания и умения), формирование профессионально важных личностных качеств (по видам профессий), а также профессиональную социализацию. Субъектный подход к образованию в данном случае будет ориентировать учебный процесс не на освоение различных компетенций, как это предполагается в соответствии с ориентацией образования на Болонский процесс, а на формирование у будущего специалиста соответствующих способностей: технологических, творческих, организаторских и других, необходимых специалисту для эффективного выполнения профессиональной деятельности.
Тенденция к снижению уровня патернализма по отношению к молодежи и к повышению ее субъектности проявляется в личностной и социальной активности, ответственности за свое саморазвитие, достижение определенного социального статуса и материального благосостояния в настоящее время все более возлагается на молодое поколение.
Рассматривая становление субъектности как процесс, можно выделить два аспекта, включая экзистенциальную субъектность и деятельностную субъектность. Первая из них направлена на развитие внутреннего мира молодого человека, его внутренней активности и психологических качеств, которые позволят ему стать жизнеспособным и реализовать себя как самостоятельного субъекта своей собственной жизни.
В структуру экзистенциальной субъектности личности необходимо включать и такой системный элемент как мировоззрение, определяющее смысложизненные приоритеты и социокультурную направленность саморазвития молодого человека. Кроме того, субъектность в данном аспекте обеспечивает психологическую устойчивость человека, развитие его индивидности за счет повышения уровня субъектной позиции по отношению к собственному бытию и саморазвитию.
Второй аспект – деятельностная субъектность. Она связана с проявлением жизнеспособности и жизненных сил субъекта во внешней социальной среде. Жизнеспособность можно рассматривать как имеющийся у социального субъекта потенциал жизненных сил в различных сферах их проявления. Она будет складываться из проявления жизненных сил человека, прежде всего, в эффективном выполнении социальных ролей и функций в соответствии с требованиями общества.
В процессе своего социокультурного становления молодому человеку для того, чтобы создать ресурс жизнеспособности, необходимо активно осваивать социальные роли через активное участие в различных видах социальной жизни, развивать свои задатки, формируя способности к соответствующим видам социокультурной деятельности. Человек во всех формах своего бытия выступает как субъект, поэтому здесь важную роль выполняет понятие «жизненная субъектность человека», которая определяется как «способность к удовлетворению его потребностей посредством активной деятельности в основных сферах общества»[1].
В связи с этим, для достижения нового качества образования необходимо использовать субъектный подход в образовательном процессе, который рассматривается как познавательный процесс, где студент выступает полноправным субъектом познания и саморазвития как гражданин российского общества. Приоритетной здесь может быть поставлена цель формирования жизнеспособной личности в условиях развивающегося российского общества, развития субъектных качеств личности, ее социальной активности и ответственности за качество своего профессионального образования.
Бабочкин Петр Иванович – доктор философских наук, профессор, заведующий лабораторией качества образования Столичной финансово-гуманитарной академии.
[1] Григорьев С. И. Социология жизненных сил и социальной субъектности в контексте поиска новой парадигмы социального мышления. / Теоретические основы подготовки социальных работников. М., 1992. С. 6.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|