Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1(2) 2008

Шаталова Л. И. Гуманистическая направленность преподавателя высшей школы

УДК 378

Аннотация: Утверждается, что педагогическая методология выступает основой гуманистической ориентации образовательного процесса, открывает доступ к скрытым резервам личности, интуитивно-образному, ноосферному мышлению.

Ключевые слова: высшее образование, гуманизация образовательного процесса, личностный потенциал.


Изменения в политической, социально-экономической, научно-технической сферах нашего общества вызывают необходимость опережающего развития системы образования на основах гуманизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. В условиях глобализации концепция гуманизации образования России предусматривает онтологический, гносеологический, практический и дидактический аспекты.

Онтологический аспект направлен на развитие интеллекта как основополагающей характеристики личности, гносеологический – на трансляцию личностной парадигмы (замены знаниевой), практический – на формирование индивидуального ноосферного мышления, дидактический – на внедрение гуманистических (человекоцентрированных) образовательных технологий.

Основой этих аспектов является идея развития продуктивной интеллектуальной деятельности личности в течение всей жизни с целью сохранения российского менталитета нации. Гуманизация как феномен сознания подразумевает осмысление человеком своей деятельности, развития самосознания в устойчивом развитии цивилизации.

Совершенствование педагогического образования является важным научным направлением, так как результативность обучения и воспитания зависит от качества профессиональной подготовки специалиста вуза. В настоящее время его профессионализм определяется способностью к диагностированию, прогнозированию, проектированию и моделированию своей учебной, трудовой, в дальнейшем профессиональной деятельности, уровнем сформированности проектных умений.

В связи с этим приоритетная роль отводится гуманистической направленности личности преподавателя высшей школы, заключающаяся в учете интереса, психики и индивидуальных особенностях личности студента.

В условиях вступления России в мировое сообщество способы повышения эффективности образования и воспитания высшей школы ориентированы на индивидуализацию и дифференциацию учебно-познавательной, поисковой и научно-исследовательской деятельности. Любой вид деятельности может стимулировать творческое начало личности на всех этапах учебного процесса, отказываясь от жесткой унификации однообразия целей, содержания, организационных форм, методов и средств обучения и воспитания; исполнительской, репродуктивной деятельности.

В нашем представлении педагогическая методология является гуманистической ориентацией образовательного процесса, открывающая доступ скрытым резервам личности, развитию интуитивно-образному, ноосферному мышлению.

Гуманный подход специалиста вуза осуществляется при создании комплекса условий: кадровых, мотивационных, информационных, организационных, психолого-педагогических, научно-материальных, научно-методических и эстетических. Эти условия могут:

- раскрыть интеллектуальные, творческие, организаторские и конструкторские способности;

- обеспечить самостоятельную познавательную и творческую активность личности студента;

- способствовать применению форм и методов собственной деятельности;

- расширить объем знаний с помощью дополнительных источников;

- увлечь научно-исследовательской деятельностью;

- стимулировать самообразование, самосовершенствование, самореализацию и самоактуализацию;

- активизировать на поиск нестандартных решений задач в различных областях науки.

Важную роль в обеспечении гуманизации образования играют гуманистические принципы взаимоотношения преподавателя и студентов вуза. К ним относятся:

- принцип открытости и автономности;

- принцип убежденности при сохранении альтернативы;

- принцип доверия и сомнения;

- принцип субъект–субъектной позиции.

Гуманное диалоговое общение строится на принципе открытости и автономности, под которым понимают возникновение открытости взглядов студента к позиции других и сохранение личностного мнения. Данный принцип обеспечивает его движение к самораскрытию, самоанализу и самоопределению.

Принцип убежденности при сохранении альтернативы предполагает убеждение участников процесса при наличии альтернативы как источника нового взгляда на происходящее при совместном разрешении проблем.

Построение взаимоотношений осуществляется на принципе доверия и сомнения, а именно, полное доверие студенту, создание условий к поиску его истин, принятия его таким, какой он есть, выражая сомнения как предпосылки познания себя и других.

Субъект–субъектные отношения между преподавателем и студентом строятся на принципе субъект–субъектной позиции, который способствует развитию собственных отношений к своей деятельности, к себе и другим, вырабатывая свою жизненную позицию гуманистическим идеалам и ценностям.

Мы считаем, что преподаватель ХХI века, обладая выработанным навыком самопознания и автодидактики в фиксировании своих мыслей (их возникновение, трансформирование и управление), может научить мыслить студента при использовании интерактивных методов обучения (внедрении проблемной лекции, лабораторно-практических занятий проблемного характера, деловых, ролевых, имитационных и эвристических игр, тренингов; в процессе научного руководства в учебном проектировании (завершающем этапе обучения) в подготовке реферативного, курсового, дипломного и диссертационного проектов).

В нашей преподавательской деятельности на семинарских и практических занятиях учебных и специальных дисциплин, дисциплин по выбору преобладает проектно-технологическая деятельность студентов. Формой отчетности учебных дисциплин являются разработанные и защищенные студентами учебные проекты, характеризующие практико-ориентированную направленность в области профессиональной деятельности.

Проектно-технологическая деятельность студентов способствует активизации самостоятельности, инициативности, творческому подходу к решению профессиональны задач, оказывает помощь в написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) проектов. Студентам предлагается на выбор широкий спектр тем учебных проектов. Выполнение этих проектов соответствует требованиям, предъявляемым к их оформлению.

Формы организации работы над учебным проектом (В. Н. Бурков и Д. А. Новиков) включают фазыпроектирования, технологическую и рефлексивную.

 Фаза проектирование имеет стадии:

  • к о н ц е п т у а л ь н у ю, включающую следующие этапы (выявление противоречия; формулирование проблемы; определение проблематики; определение целей; выбор критериев);
  • м о д е л и р о в а н и е, предусматривающая следующие этапы (построение моделей; оптимизация моделей; выбор модели (принятия решения);
  • к о н с т р у и р о в а н и е, имеющая такие этапы как декомпозиция (разделение общей цели на отдельные подцели); агрегирование (объединение в целое); исследование условий (ресурсных возможностей); построение программы;
  • т е х н о л о г и ч е с к о й   п о д г о т о в к и, включающая этап технологической подготовки необходимых рабочих материалов, комплектов тестов, учебных материалов, исследовательской аппаратуры, бланков протоколов наблюдений.

 Технологическая фазаимеет стадии:

  • р е а л и з а ц и я   м о д е л и   с и с т е м ы, включающая этапы: теоретический и эмпирический;
  • о ф о р м л е н и е   р е з у л ь т а т о в, имеющая этапы: апробация результатов и оформление результатов.

Рефлексивная фаза: итоговая оценка (самооценка) результата – рефлексия.

Презентация учебных проектов происходит в аудиториях, на базе библиотеки, музея, в конференц-залах. С этой целью преподавателем организуется контроль в следующих формах: «Круглый стол», «Слет юных исследователей», «Педагогический десант», научно-практическая конференция. Под руководством преподавателя студенты готовят текст выступления (защита – 5минут).

Разработанные студенческие проекты отражают интегрированные знания из различных областей науки, носят практическую, профессионально ориентированную направленность.

Для обновления и совершенствования педагогического процесса высшей школы вуза мы рекомендуем повышать уровень преподавания в психологическом, дидактическом, методическом, воспитательном и коммуникативном аспектах.

Направлением повышенияпсихологическойподготовки является изучение системы знаний в области психологии и реализация их в познания себя, психологических законов развития личности (овладения психологией познавательных процессов; психологией личности для управления своими (и другими) поступками; психологией человеческого общения для интеллектуального и духовно-нравственного развития, профессиональной деятельности; приобретение знаний, выработки навыков и формирование умений сознательно корректировать изменения в своей личности и психическое развитие, принимать решения с учетом собственного (и других людей ) психологического состояния).

Дидактическая подготовка направлена на знакомство и внедрение новых педагогических технологий, осуществление педагогического наставничества в оказании помощи молодым преподавателям; изучение и внедрение передового педагогического (в том числе и новаторского) опыта, обеспечивающая общий культурный уровень личности студента.

Направлением повышенияметодической подготовки служит ориентация на овладение закономерностями инновационных технологий педагогического процесса, внедрения новых организационных форм, методов и средств обучения и воспитания для развития ноосферного мышления личности студента как эффективного инструмента сознания человека и познания мира.

Воспитательнаяподготовка направлена на знакомство с теоретическими основами игр (деловых, ролевых, имитационных) и тренингов, разработку и их внедрения для перестройки психологии взаимодействия преподавателя и студентов на гуманистические позиции; знакомство и внедрение передового (новаторского) опыта для организации и проведения воспитательных мероприятий в области педагогики коллективных творческих дел и самоуправлении (изучение личности студентов, определение задач, планирование, организация, проведение и корректировка, анализ и оценка результатов деятельности). Повышение уровня данной подготовки может способствовать развитию и становлению Человека нового типа с ценностной ориентацией и активной жизненной позиции, воспитанию духовно-нравственной личности в условиях глобализации.

Направление повышениякоммуникативнойподготовки подразумевает ориентацию на обновление, углубление психолого-педагогических знаний, выработку практических коммуникативных навыков и умений взаимоотношения, педагогического сотрудничества, партнерских отношений, гуманного диалогового взаимодействия парных, групповых, коллективных способов общения для стабилизации отношений в общекультурном росте личности.

Гуманистические характеристики личности преподавателя – необходимое условие обеспечения гуманизации педагогического процесса. Одним из ее характерных качеств личности, на наш взгляд, является человечность: признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Мы считаем, что общечеловеческие взаимоотношения между преподавателем и студентами присуще людям, обладающим высокой нравственностью, духовной культурой, оптимизмом, добротой, любовью к детям, т.е. гуманистическими чертами характера, составляющими фундамент общей культуры личности.

Сущность гуманистической парадигмы образования определяется гуманистической природой деятельности преподавателя, ее индивидуальным стилем педагогического руководства. Мы разработали уровни индивидуального стиля педагогического руководства преподавателя и их содержание: стратегический, тактический, операционный и стихийный.

Стратегический уровень – ярко выраженный гуманистический стиль педагогического руководства преподавателя, основанный на принципах педагогического сотрудничества, партнерских отношений, устанавливающий доброжелательные и гармоничные отношения со студентами, атмосферу взаимного доверия, открытость, искренность в проявлении эмоций.

Тактический уровень – склонность к гуманистическому стилю педагогического руководства преподавателя, демократическое сотрудничество со студентами, установление благоприятных отношений, эмоциональное стимулирование совместной деятельности преподавателя и студентов, стремление согласовывать свою позицию с позицией других и заинтересовать, сделать педагогический процесс увлекательным.

Операционный уровень – склонность к авторитарному стилю педагогического руководства преподавателя, не сложившийся стиль общения, неспособность реализовывать принципы педагогического сотрудничества, допускающие отрицательное воздействие на студентов, безразличное или негативное эмоциональное отношение к ним, проявление порывов в сторону дисциплинированности.

Стихийный уровень – авторитарный стиль педагогического руководства преподавателя, повышенный контроль, ограничение свободы, подавление инициативы, побуждение к импульсивности или пассивности.

На формирование гуманных качеств личности студента влияет эстетическое воспитание, обеспечивающее эстетическую культуру, состоящую из следующих компонентов: эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы и эстетические идеалы. Такой вид культуры развивает художественно-эстетические умения, творческие способности личности.

Мы рассматриваем культуру внешнего вида, цветовое решение одежды (прическа, костюм, украшения) преподавателя (примера для подражания) как эффективное средство педагогического воздействия. Эстетический аспект образовательного процесса благотворно влияет на эмоциональное состояние студента, на развитие эстетической культуры, стимулирующей процесс учения, познавательную деятельность в становлении гармоничной личности.

Л. Н. Толстой отводит особую роль эмоциям, создав при этом методику разнообразных воздействий на личность, считая что «эмоции обогащают психику детей, способствуют развитию их творчества, заставляют глубоко чувствовать и переживать».

Мы провели наблюдение за умелым использованием цветовой гаммы одежды преподавателями. В данном случае нас интересовал спектр цветов одежды, в который одевались преподаватели.

Спектр одежды состоит из следующих цветов, определенных учеными. К ним относятся: белый тон цвета; теплые тона (оранжевый, желтый, красный и коричневый); холодные тона (зеленый, голубой, синий и фиолетовый); серый (нейтральный) и черный тона цвета.

Автором проводилось наблюдение, целью которого явилось изучение решения цветовой гаммы в одежде преподавателя. Анализ позволил получить следующие сведения: одежду белых и теплых тонов носят 26%, а холодных, серых и черных тонов 74% исследуемых.

Цветовой спектр одежды профессорско-преподавательского состава должен быть разнообразным, радующим глаз, поднимающим настроение студентов. Однако личность преподавателя индивидуальна и отношение к цвету различное: одни любят теплые тона, другие – холодные, третьи – классические (белый и черный). Эстетические средства, используемые не в полной мере, снижают уровень коммуникативности преподавателя в учебно-воспитательном процессе.

Визуальное восприятие создает многогранный образ преподавателя, его натуры. Для выявления эмоционально-характерологического базиса личности преподавателя и тонких нюансов его актуального состояния мы воспользовались цветовым тестом М. Люшера с использованием восьмицветового ряда в качестве инструмента. Данный тест, являясь, на наш взгляд, интегративным показателем личности преподавателя, относится к категории проективных методов. Он основан на предположении о том, что предпочтение одних цветов другим определенным образом связано с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации.

Теория восприятия цвета имеет свою историю (теория трех основных цветов Юнга-Гельмгольца, теория многоцветового восприятия Хартриджа и др.).

Исследования М. Люшера в области диагностики цветовых выборов привлекают внимание психологов и врачей, используются в практической деятельности (X. Клар, К. Флиннхауз, У. Гор, А.М. Эткинд, Е.Ф. Бажин, Н.В. Агазаде, А.И. Юрьев и др.).

Наши современные психологи (Ю. М. Блудов, В. Л. Марищук, В. А. Плахтиенко, Л. Н. Собчик и др.) рассматривают воздействие цвета на разные стороны человеческой психики.

Существуют теплые и холодные цвета. Цвета длинноволнового красного спектра человек воспринимает как теплые. Самым теплым считается красно-оранжевый цвет. Цвета коротковолнового синего спектра воспринимаются как холодные, к холодному же относят и бирюзовый цвет.

У каждого настроения есть свой цвет. Если люди не расположены к общению и стремятся к уединению, то предпочитают в одежде темно-синий, землисто-коричневый, серый, сдержанные цвета. Если человек находится в приподнятом настроении, ему нравятся выразительные цвета: красный, белый, голубой.

Цвета пробуждают в нас чувства в зависимости от нашего психического состояния. Один и тот же цвет может вызвать у нас как положительные, так и отрицательные эмоции.

Цель нашего исследования на начальном этапе заключается в выявлении отношения студентов к изучаемому предмету с помощью методики цветовых выборов модифицированного цветового теста М. Люшера.

Методика цветовых выборов выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но также и неосознанные реакции на них, поскольку эмоциональное отношение к цвету характеризуется его выбором, безразличием или отказом от него, негативной оценкой. Выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную волевую активность, настроение, функциональное состояние.

Вашему вниманию мы предлагаем следующую характеристику цветов. Белый цвет символизирует чистоту и доброту; синий цвет – спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность; красный цвет – силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность; зеленый цвет – настойчивость, самоуверенность, самоуважение; желтый цвет – стремление к активности, общению; любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие; коричневый, фиолетовый, черный и серый цвета – негативные тенденции (тревожность, стресс, страх, огорчение, эмоциональная напряженность, чувство неудовлетворенности).

Данные исследования показали, что выбор теплых ярких цветов, отождествляемых с предметом, свидетельствовал о том, что студенты в среднем (69,7%) через цвета выразили, опосредовано свое отношение к преподавателям, проявили эмоциональную удовлетворенность к его личности.

Несмотря на то, что большая часть студентов выразили свое положительное отношение к предметам, имел место выбор темных цветов, в среднем – 30,3 % испытуемых.

Культура внешнего вида в эстетическом плане из-за недостаточной сформированности эстетического вкуса преподавателя снижает эффективность психолого-педагогических условий для саморазвития личности студента.

Таким образом, оценка студентами учебного предмета цветом показала, что внешний образ личности преподавателя, умелое использование им палитры цветов является средством эстетического воздействия в педагогическом процессе, способствующее повышению уровня коммуникативной культуры.

Важный аспект повседневной учебно-воспитательной работы преподавателя – развитие способностей студентов, приобщение их к творческой деятельности, служащая фактором духовности личности, способом ее самовыражения, залогом успешного развития общества.

Творческая деятельность преподавателя служит стимулом к формированию неординарного мышления у студентов, творческого начала, выработке активной жизненной позиции, готовых в нынешних условиях созидать, творить, увлекаться работой.

Мы также разработали уровни творческой деятельности преподавателя и их содержание: стратегический, тактический, операционный и стихийный.

Стратегическому уровню соответствуют преподаватели, имеющие потребность в творческой деятельности. Они обладают следующими чертами характера:

  • настойчивость в достижении своих целей;
  • стремление знакомиться с новейшими формами, методами и средствами, технологиями (используя психолого-педагогическую литературу) и применять их в практической деятельности с целью совершенствования педагогических умений;
  • проявление активности в поиске новых идей, обмена опытом, выработке индивидуального стиля и почерка преподавательской деятельности.

Тактический уровень – преподаватели, обладающие такими качествами личности как отсутствие духа соперничества, поддерживающие со студентами общечеловеческие отношения. Они стремятся добиться уважения, как со стороны администрации, так и со стороны студентов, получают удовлетворение от своей работы и от высоких результатов успеваемости студентов, от общения с ними, готовы к самосовершенствованию и профессиональному росту.

Операционный уровень – преподаватели, удовлетворенные своей работой, принимают помощь со стороны администрации, не проявляют инициативы в решении психолого-педагогических задач, в педагогическом процессе, выполняют работу по шаблону.

Стихийный уровень – преподаватели, проявляющие пассивность в своей педагогической работе, пессимизм по отношению к студентам, исключают творчество во всем.

Таким образом, преподаватель высшей школы, проявляющий гуманистическую направленность, может создать благоприятную атмосферу для раскрытия личностного потенциала, формировать познавательные, профессиональные мотивы и интересы, развивать теоретическое и практическое ноосферное мышление специалиста вуза, способствовать выработке умений самообразования, самостоятельного и творческого решения практических задач в разных сферах профессиональной деятельности.


Шаталова Л. И. – кандидат педагогических наук, зам. заведующего кафедрой педагогического образования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»