Главная / Аспирантура и докторантура / Как поступить в аспирантуру, докторантуру
Как правильно выбрать тему диссертационного исследования?
Выбор темы диссертационного исследования имеет важнейшее, во многом определяющее значение. От правильного подхода к определению темы во многом зависит результативность всей работы диссертанта.
При выборе темы учитываются ее актуальность, новизна постановки научной проблемы, потребности практики.
Актуальность темы определяется в данном случае двумя параметрами — потребностью, во-первых, в ее изучении самой наукой, во-вторых, практики. Здесь практика понимается в широком плане, она предполагает использование материалов диссертации не только в практическом деле, но и в учебном процессе в качестве специальных курсов, дополнительных источников для раскрытия темы.
При определении темы исследования существенное значение имеет новизна постановки и решения проблемы. Определяя ее, следует принимать во внимание ранее проведенные исследования и сделанные предшественниками выводы. Тема должна формулироваться так, чтобы ее исследование стало новым шагом в науке.
Вместе с тем в общественных науках не может быть абсолютно исследованной темы. Открытие новых источниковых материалов, новый ракурс рассмотрения, казалось бы, уже известной темы или известного события и многое другое придают исследованию новизну.
Сказанное лишний раз показывает, насколько сложно правильно выбрать тему диссертации и насколько это важно для успешного финиша диссертационного марафона.
Значительное число аспирантов, соискателей, особенно не имеющих соответствующего базового образования, испытывают существенные трудности при выборе темы, освоении имеющейся литературы. Здесь особенно велика роль научного руководителя и других специалистов в данной области. Стоит выслушать как можно больше мнений. При этом нельзя не учитывать того, что каждый «советчик» имеет свое личное суждение и видение проблемы. Не исключено, что среди них могут оказаться и не совсем добросовестные «советчики». Окончательное решение принимать автору и, если потребуется, отстаивать его при утверждении темы.
Пример из практики. На кафедре рассматривалась тема кандидатской диссертации по отечественной истории. С темой согласились, но период почти в два десятилетия отвергли. На заседании ученого совета учебного заведения аспирант доказал целесообразность исследования темы именно в таких хронологических рамках и в последующем успешно защитил диссертацию.
Каждый из нас знает цену правильного или неправильного выбора темы. Здесь существенна роль и ответственность научного руководителя.
Составляющих при выборе темы много, но мы придаем исключительное значение ее пониманию, осознанию аспирантом, если хотите, его самовлюбленности в научную проблему. Аспирантские три года — мучительно долгие в предожидании степени, но они оптимальные, а то и недостаточные для изучения, освоения, осмысления темы и изложения ее в достойный научный труд.
При выборе темы необходимо учитывать наличие документальной базы. Особенно это касается тех отраслей науки, для которых источники несут основополагающую нагрузку – например, исторические работы.
Бывает так, что тема как бы вырисовывается, ее содержание исследователь хорошо представляет, но источников явно недостаточно, чтобы провести фундаментальное изучение научной проблемы.
Тема диссертационного исследования может быть в своей основе новой для аспиранта. Но лучше, намного лучше, если он ее знает, понимает хотя бы в основном. Даже три года аспирантуры (а чистого времени для исследования темы здесь не более двух лет) порой недостаточно для освоения новой, неизвестной ему темы.
Лучше всего, когда аспирант приносит с собой облюбованную и в какой-то мере выношенную им тему диссертации. Уже сам этот факт говорит о том, что он знает, зачем идет в науку, и что будет в ней делать.
Особо ответственно научный руководитель должен подходить к выбору темы при вынужденном ее изменении аспирантом в процессе работы. Здесь немаловажное значение имеет и фактор времени.
Приступая к исследованию научной темы, необходимо решить четыре задачи, имеющие кардинальное значение для всей работы над диссертацией.
Первое. Определить степень разработанности проблемы, изучить ее историографию, оценить выводы предшественников, определить, какие из них остаются незыблемыми, а какие нуждаются в переосмыслении, вычленить вопросы, которые обойдены исследователями, и на базе этого обосновать новизну предстоящего исследования.
Второе. Обосновать научную необходимость и значимость, актуальность темы, сформулировать главную цель исследования и задачи, способствующие ее осуществлению, определить предмет исследования, установить хронологические рамки исследования изучаемого явления.
Третье. Определить методологию проводимого исследования, оценить круг имеющихся источников, наметить теоретические вопросы, по которым в диссертации будут предлагаться новые трактовки и выводы.
Четвертое. Обосновать практическую значимость проводимого исследования, выяснить, на кого и в какой степени оно ориентировано, в каких сферах могут быть применены его результаты.
Вся эта подготовительная работа и позволит определить тему диссертационного исследования.
При выборе темы следует соотносить широту исследуемой проблематики с хронологическими рамками исследуемого периода. Здесь мы имеем в виду то, что при большом количестве исследуемых проблем целесообразно устанавливать более узкие временные рамки, при меньшем количестве исследуемых проблем – более продолжительный хронологический период. Узкая тема прорабатывается более глубоко и детально, широкая тема также должна исследоваться обстоятельно, но детализации здесь не может быть. Диссертант определяет, какие методы и принципы исследования наиболее приемлемы для раскрытия избранной темы.
На выбор темы влияют целевые установки соискателя. Одни исходят из чисто прагматических соображений — получить ученую степень; для них тема не играет особой роли, важен результат, сама диссертация не рассматривается ими как трамплин для дальнейшего научного роста. Другие видят в диссертации возможность реализовать выношенные ими идеи, с которыми они не собираются расставаться и после защиты.
Но как бы там ни было, тему следует «облюбовать» как можно быстрее.
Немаловажное значение имеет формулировка темы.
Во-первых, она должна точно отражать суть темы, цель исследования;
во-вторых, должна быть по возможности краткой;
в-третьих, конечно же, написана грамотно.
Иногда большое значение придают тому, чтобы формулировка была яркой, броской, но не всегда это возможно.
Практика показывает: формулировка темы в процессе работы над диссертацией нередко уточняется, изменяется вплоть до ее защиты. Мы знаем случаи, когда тема диссертации менялась кардинально. Она может трансформироваться в процессе сбора материала, его обработки, изучения работ предшественников, вследствие изменения политической конъюнктуры. Тему диссертации может изменить выпускающая кафедра, диссертационный совет при предварительном рассмотрении диссертации и принятии ее к защите. В этом ничего плохого нет. Предложенные изменения могут пойти только на пользу, если они обоснованы. Но решающим в данном вопросе остается мнение автора. Кафедра, диссертационный совет должны считаться с позицией соискателя. Он может и не согласиться с предложениями и защищать диссертацию с той формулировкой темы, которая ему импонирует. А члены совета, представители кафедры имеют право и возможность высказать свое мнение на защите диссертации.
Неприемлема формулировка темы диссертации, не соответствующая специальности, по которой она будет защищаться.
Еще раз подчеркнем, что выбор темы исключительно важен поскольку от него во многом зависит ход исследовательской работы.
Автор должен позаботиться и о стиле формулировки темы диссертации. Неубедительны формулировки названий диссертаций, содержащие слова «анализ некоторых вопросов», «к вопросу о…», «к изучению …».
Для названия диссертации не приемлемо слово «вопрос». Иногда считают, что слова «проблема» и «вопрос» идентичны. В каких-то случаях это действительно так, но в таком научном исследовании, как диссертация, исследуется не вопрос, а проблема, изучение которой требует выйти за пределы имеющегося знания.
Проблема — это крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые составляют сферу исследования.
Ключевые слова формулировки темы должны указывать на предметную область исследования и суть проблемы. Сложился определенный стереотип названий. Из защищенных в 2000 г. 219 докторских диссертаций по педагогическим наукам в названиях тем 74-х из них употреблялось слово «основы» — «педагогические основы», «методические основы», «теоретико-методологические основы» и пр. Так же часто в названия диссертаций выносятся слова «теория и практика».
Председатель экспертного совета по педагогике и психологии ВАК, академик Российской академии образования Е. А. Климов в этой связи отмечал: «Если так много различимых «основ», то как их можно считать таковыми? Производство «основ» не может быть поточным. Если это действительно основы, то их не может быть слишком много по определению. Нередко известные вещи переобозначаются новыми словами. Вместо «методы», «средства» появляются «технологии», «многомерный инструментарий» и пр. При переводе подобных формулировок тем «с русского на русский» становится очевидной их банальность по существу».
Встречаются небрежно отредактированные (с стилистической точки зрения) формулировки (скажем, с цепочкой родительных падежей, в которых непросто разобраться, неоднократным использованием однокоренных слов и пр.). В названиях диссертационных исследований излишними являются слова: «исследование», «изучение», «анализ» и пр. – поскольку все это входит в понятие диссертации.
Названия многих диссертационных работ не только не дают представления о решаемой исследователем проблеме, но и порой не соответствуют целям и задачам исследования.
|