Главная / Аспирантура и докторантура / Как поступить в аспирантуру, докторантуру
Что такое индивидуальный план работы аспиранта?
Индивидуальный план обучения в аспирантуре, работы над диссертаций является основным документом. Этот план определяет специализацию, содержание, объем, сроки обучения аспиранта, формы его аттестации. В этом плане формулируется тема диссертации. Работа над диссертацией регламентируется рабочим планом ее написания.
Кафедра (отдел) рассматривает индивидуальный рабочий план подготовки диссертации с указанием поэтапных сроков ее написания, устанавливает контроль над его соблюдением, определяет сроки и порядок обсуждения разделов и других частей диссертации.
В соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации индивидуальные планы аспирантов утверждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в сроки, определяемые высшими учебными заведениями и научными учреждениями, организациями. Выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель.
Аспирант должен относиться к этому документу с большой ответственностью. Во-первых, индивидуальный план организует исследователя, во-вторых, в зависимости от его выполнения (или невыполнения) на кафедре складывается впечатление о соискателе, его способностях.
Одновременно разрабатывается и затем постоянно корректируется план-проспект диссертации. В нем излагаются следующие позиции: тема исследования, ее актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, источники и пр.
Все эти планы, проспекты должны способствовать систематизации работы исследователя, ориентировать на изучение того, что непосредственно относится к теме и предмету диссертационного исследования.
Диссертация, как мы уже не раз говорили, имеет много атрибутов: актуальность, цели, задачи, объект и предмет, хронологию, новизну и т. д. В связи с этим уместен такой совет: соискатель должен сопоставлять все эти атрибуты с тем, чтобы постоянно видеть, насколько логично построено исследование, как взаимосвязаны все указанные элементы характеристики диссертации. Так, целью исследования является в лаконичной форме сформулированный научный результат диссертации. Наиболее часто встречается такой недостаток, как оторванность заключения и выводов от самого исследования.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|