Главная / Аспирантура и докторантура / Как поступить в аспирантуру, докторантуру
Какие существуют требования к оформлению списка источников и литературы?
Существуют различные подходы к составлению и оформлению списка источников и литературы. Многое зависит и от традиций оформления работ, относящихся к конкретной отрасли науки.
В списке представлены следующие разделы.
1. Документы государственных органов и общественных организаций (опубликованные).
2. Документы архивов.
3. Периодическая печать.
4. Справочные и статистические издания.
5. Литература.
6. Диссертации и авторефераты.
В зависимости от содержания диссертации и отрасли науки каждый из названных разделов может иметь дробные составляющие.
Документы, например, могут разделяться на: документы *государственных органов, *общественных организаций, *политических партий и движений, *молодежных организаций и движений, * профессиональных организаций.
Раздел «Периодическая печать» может иметь подразделы: «Журналы», «Газеты», «Другие периодические издания». Может быть деление на общие, молодежные и прочие издания; на центральные, региональные и ведомственные.
В разделе «Литература» может выделяться подраздел «Мемуары», могут даваться отдельно книги и статьи в сборниках и периодике.
В разделе «Справочные и статистические издания» могут отдельно даваться справочные и статистические издания, возможны подразделы «Государственная статистика», «Ведомственная статистика».
Такая структура списка источников и литературы принята в диссертациях и научной литературе, но каждый ученый имеет право творчески подойти и к этой части своей работы.
Каждый раздел списка имеет свою нумерацию, а каждый элемент раздела – двойной шифр: номер раздела и порядковый номер элемента (например: 4.23, а при условии отдельной нумерации подразделов – 4.2.23, где 4 – раздел, 2 – подраздел, 23 – номер позиции).
При использовании компьютерной техники легко и одновременно сложно применять такую систему нумерации. Поэтому в каждом разделе может быть нумерация только его элементов. (В указанном варианте будет только номер позиции – 23.)
Порядок расположения элементов списка в разделах можно представить таким образом.
В разделе «Документы» документы располагаются, как правило, по принадлежности к организации, их разработавшей, по значимости, времени принятия. Можно предложить такой порядок расположения документов при соответствующей тематике диссертации: 1) Конституция РФ; 2) международные документы; 3) законы, кодексы, «основы»; 4) указы и распоряжения Президента, послания Федеральному Собранию РФ; 5) постановления, распоряжения Правительства, принятые им «Основные направления» по различным вопросам, комплексные программы и др.; 6) документы государственных органов; 7) документы субъектов РФ; 7) документы политических партий, общественных и других организаций; 8) иные опубликованные отечественные документы; 9) документы зарубежных организаций; 10) документы, извлеченные из архивов. В каждой из этих групп наиболее приемлемо расположение по дате принятия.
Список периодических изданий составляется по алфавиту.
Список литературы и список диссертаций и авторефератов также составляется по алфавиту.
Вместе с тем следует иметь в виду, что кафедра (отдел) может выработать свою структуру списка источников и литературы. Здесь могут сказываться особенности научной специализации, но, как представляется, главным образом сказывается стремление сделать списки во всех работах (диссертационных, дипломных, курсовых), выполняемых на кафедре, одинаковыми по структуре. Вряд ли следует противиться этому, ссылаясь на другие издания и даже на соседние кафедры.
|