Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Аспирантура и докторантура / Как поступить в аспирантуру, докторантуру

Сколько должно быть в диссертации глав, разделов, параграфов?

Определяя структуру диссертации, исследователь не должен сковывать себя какими-то канонами, традициями. Было время, когда главным принципом построения диссертаций было деление на главы, которые, в свою очередь, делились на параграфы. В последнее время исследователи часто представляют разделы (3–4 раздела кандидатской диссертации и 4–6 разделов докторской) без дополнительного их деления. Некоторые ученые считают, что разделы, равно как и главы, параграфы должны иметь равные объемы. Вряд ли это следует считать нормой. Одна глава может быть небольшой, другая – существенно большего объема. Структуру диссертации и объемы ее частей должен определять сам ученый, исходя из наиболее рационального распределения ее ограниченного объема.

Приходилось оппонировать докторскую диссертацию, в которой было 18 параграфов, в среднем по 20 страниц на параграф. Думается, что такой объем не позволяет развернуться исследователю, тем более на докторском уровне.

Если диссертация состоит из разделов (их количество названо выше), то каждая структурная часть может состоять примерно из 50 страниц, что достаточно для осмысления научной проблемы.

Главы, разделы диссертации – это основа самого исследования. Нам представляется целесообразным в главе (разделе) определить 10–20, а иногда и больше вопросов, совокупность которых должна позволить всесторонне осмыслить научную проблему, изучаемую в главе (разделе). Каждый из этих вопросов должен быть рассмотрен, начиная с его постановки. На заключительной стадии делаются выводы, обобщения, практические рекомендации. Иначе говоря, каждый вопрос должен быть исследован в полном объеме. Для наглядности мы называем эти вопросы «кирпичиками», из которых «строится» научная проблема. Исследуемый вопрос должен быть рассмотрен со всех сторон, и в конце сделаны выводы, рекомендации.

Представляется неправильным регламентировать форму научного исследования, у каждого ученого должен быть свой стиль научной работы. Но хотелось предостеречь от так называемой описательности. Нельзя подменять научный анализ нагромождением фактического материала. Нередко диссертационное исследование напоминает шашлычный шампур с нанизанными фактами.

Содержание глав и параграфов должно точно соответствовать теме диссертации и в совокупности полностью ее раскрывать. В главах и параграфах следует соблюдать логическую последовательность при изложении материала. Заголовки глав и параграфов диссертации должны точно отражать содержание помещенного в них текста.

Каждая часть диссертации – глава, раздел, параграф – должна иметь выводы, обобщения. Нередко такие выводы делаются в конце глав (разделов), а по параграфам не даются. Соответствующих норм документы ВАК не дают, все зависит от творчества диссертанта.

Раньше бытовало мнение, что главным в историческом исследовании являются факты и их источники. Нет спора, нужны и факты, и точное указание на источники. Но все же главное в научном исследовании – обобщение, анализ опыта на основе изучения документальных материалов; повторяем: изучения, но не «складирования» на страницах диссертации.

Большое значение мы придаем трансформации структуры диссертации в процессе работы. Все начинается с рабочего плана. Затем идет сбор материала. Одни вопросы «разбухают», их надо разделить на несколько вопросов или подвопросов; другие остаются не разработанными.

Возможно, с учетом массива конкретного материала автору придется реконструировать отдельные разделы, главы, параграфы, перебросить материал из одной части в другую. Вот здесь поле деятельности и для научного руководителя – порекомендовать автору лучше расположить собранный материал в тексте диссертации. 


в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»