Секция «Методологический потенциал культурологии и междисциплинарные исследования искусства»
27–29 октября 2010 г. в Санкт-Петербурге в рамках III Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве: традиции и инновации» будет проходить секция «Методологический потенциал культурологии и междисциплинарные исследования искусства».
Соруководители Секции:
- Николай Андреевич Хренов — д.ф.н., проф., заместитель директора Государственного института искусствознания МК РФ; зав. Отделом теории искусства ГИИ; председатель Комиссии междисциплинарного исследования художественной деятельности Научного совета РАН «История мировой культуры»;
- Игорь Вадимович Кондаков — д.ф.н., проф. кафедры истории и теории культуры РГГУ, акад. РАЕН; зам. Председателя Научного совета РАН «История мировой культуры»
Концепция Секции
С началом формирования культурологии как междициплинарного поля изучения культуры как интегрального и сложно дифференцированного целого, функционирующего «здесь и сейчас» и в то же время включающего в себя все предшествующее историческое развитие, изучение искусства принципиально изменилось. Собственно искусствоведческие подходы к изучению искусства (специфические для каждого вида искусства в отдельности (литературы и изобразительного искусства, театра и музыки и т. д.) и общефилософские исследования искусства как эстетического феномена дополнились многомерными аспектами изучения искусства как феномена культуры.
Искусство, таким образом, предстало перед исследователями как многогранное явление, возникающее и исторически развивающееся в сложно дифференцированном контексте культуры, в одном ряду с мифологией и религией, философией и повседневностью, различными науками и научными концепциями, политикой и идеологией, техникой и технологиями, на пересечении различных национальных картин мира, этнокультурных и социокультурных взаимодействий, исторических эпох. В напряженном диалоге и взаимодействии с различными культурными явлениями искусство и существует на каждом этапе своего исторического становления и развития.
Вырабатывая обобщенные и одновременно построенные на различных научно-методологических основаниях принципы изучения и критерии оценки явлений культуры (исторические и социологические, философские и психологические, семиотические и культуркоммуникативные и т. п.), культурология прилагает их и к изучению искусства (наряду с иными феноменами культуры), тем самым превращая собственно искусствоведческие методы анализа искусства из общенаучных и универсальных — в частнонаучные и конкретные, — наряду с другими, инонаучными методами исследования искусства.
Такой многовекторный (культурологический) анализ искусства — в контексте различных исторических эпох; в окружении различных феноменов культуры, отличных от искусства в феноменологическом или социальном отношении и сходных с ним в историко-функциональном, этнокультурном или коммуникативном плане; в постоянном соотнесении текста произведений искусства с их современным или историческим контекстом культуры — оказывается в современных условиях особенно эффективным и перспективным при анализе искусства различных видов и форм как феномена культуры. В этом проявляется универсальность методологического потенциала культурологии в процессе междисциплинарных исследований искусства прошлого, настоящего и будущего, открывающего множество возможностей для осмысления, интерпретации и оценки искусства на всех уровнях его функционирования.
Ключевые темы и проблемы для обсуждения:
1. Своеобразие культурологического подхода к изучению искусства: возможности и перспективы.
2. Культурологический анализ искусства в проблемном поле современной междисциплинарности.
3. Методологический универсализм и плюрализм культурологии в исследованиях искусства.
4. Диалог науки и искусства как культурологическая проблема.
5. Культ и культура с позиций культурологии.
6. Искусство в историческом контексте культуры.
7. Искусство в аспекте проблем цивилизационной идентичности.
8. Искусство в истории мировых цивилизаций.
9. Типология искусства — типология культур.
10. Проблемы современного синтеза искусств с позиций культурологии.
11. Культура как предмет рефлексии искусства.
12. Социальная и культурная рефлексия искусства с точки зрения культурологии.
13. Идеи и образы культуры в истории искусства.
14. Метафоры культуры как язык искусства.
15. Языки культуры в истории искусства
16. Роль искусства в развитии культуры.
17. Критерии искусства в квалификационных интерпретациях и оценках культуры.
18. Искусство как средство проектирования и моделирования культуры.
19. Место художественной культуры в историческом контексте культуры.
20. Структура и социокультурная динамика художественной культуры.
21. Искусство как предмет рефлексии культуры.
22. Место искусства в системе художественной культуры: история и современность.
23. Функции искусства в системе научно-познавательной культуры.
24. Искусство и философия: возможности и перспективы диалога.
25. Искусство и политика: многообразие аспектов взаимодействия.
26. Место искусства в культуре информационного общества.
27. Культурологические методы исследования искусства.
28. Семиотические подходы к изучению искусства.
29. Интертекстуальный подход к осмыслению искусства.
30. Культурфилософский подход к интерпретации искусства.
31. Информационно-аналитический подход к искусству.
32. Этнокультурные и глобалистские аспекты изучения современного искусства.
33. Искусство как предмет компаративистских исследований.
34. Роль и место искусства в глобализированном мире.
35. Цивилизационный подход к искусствоведческим исследованиям.
36. Методы интеллектуальной истории в изучении искусства.
37. Психоаналитические методы в исследовании искусства.
38. Эстетическое бессознательное в современном искусстве.
39. Виртуальные формы искусства и культуры.
40. Искусство в контексте медиакультуры.
41. Искусство между элитарной и массовой культурами.
42. Методы искусства в изучении культуры.
Установочные содоклады:
- Хренов Н. А. Методологический потенциал культурологии в изучении отечественного и мирового художественного процесса
- Кондаков И. В. Культурная семантика искусства: целостность и многомерность
Примерный состав участников секции:
1. Кривцун Олег Александрович — доктор философских наук, заведующий Отделом теории искусства Института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств;
2. Колотаев Владимир Алексеевич — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела теории искусства Государственного института искусствознания МК РФ;
3. Маньковская Надежда Борисовна — главный научный сотрудник отдела эстетики Института философии РАН;
4. Мильдон Валерий Ильич — доктор филологических наук, преподаватель кафедры гуманитарных наук Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова;
5. Мариевская Наталия Евгеньевна — кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры гуманитарных наук Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова;
6. Трубочкин Дмитрий Владимирович — доктор искусствоведения, заведующий Отделом исторической психологии искусства, директор Государственного института искусствознания МК РФ;
7. Вдовина Наталия Владимировна - кандидат философских наук, ученый секретарь Научного совета РАН «История мировой культуры»;
8. Сайко Елена Анатольевна - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник кафедры культуры Российской академии государственной службы при Президенте РФ;
9. Улыбина Елена Викторовна — доктор психологических наук, профессор кафедры общих закономерностей развития психики Института психологии имени Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета;
10. Пелипенко А. А. — доктор философских наук, главный научный сотрудник сектора теории социокультурных процессов и систем Российского института культурологии;
11. Дмитриевский Виталий Николаевич — доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Отдела теоретической социологии искусства Государственного института искусствознания МК РФ;
12. Дуков Евгений Викторович — доктор философских наук, заведующий Отделом массовых жанров сценических искусств Государственного института искусствознания МК РФ.
Просим Вас сообщить название Вашего доклада и выслать его краткую аннотацию объемом 0,5 стр. на электронный адрес Н. А. Хренова (nihrenov@mail.ru).