Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Анонсы


Анонсы

28.06.2010 

Секция «Методологический потенциал культурологии и междисциплинарные исследования искусства»

27–29 октября 2010 г. в Санкт-Петербурге в рамках III Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве: традиции и инновации» будет проходить секция «Методологический потенциал культурологии и междисциплинарные исследования искусства».

Соруководители Секции:

  • Николай Андреевич Хренов — д.ф.н., проф., заместитель директора Государственного института искусствознания МК РФ; зав. Отделом теории искусства ГИИ; председатель Комиссии междисциплинарного исследования художественной деятельности Научного совета РАН «История мировой культуры»;
  • Игорь Вадимович Кондаков — д.ф.н., проф. кафедры истории и теории культуры РГГУ, акад. РАЕН; зам. Председателя Научного совета РАН «История мировой культуры»

Концепция Секции

С началом формирования культурологии как междициплинарного поля изучения культуры как интегрального и сложно дифференцированного целого, функционирующего «здесь и сейчас» и в то же время включающего в себя все предшествующее историческое развитие, изучение искусства принципиально изменилось. Собственно искусствоведческие подходы к изучению искусства (специфические для каждого вида искусства в отдельности (литературы и изобразительного искусства, театра и музыки и т. д.) и общефилософские исследования искусства как эстетического феномена дополнились многомерными аспектами изучения искусства как феномена культуры.

Искусство, таким образом, предстало перед исследователями как многогранное явление, возникающее и исторически развивающееся в сложно дифференцированном контексте культуры, в одном ряду с мифологией и религией, философией и повседневностью, различными науками и научными концепциями, политикой и идеологией, техникой и технологиями, на пересечении различных национальных картин мира, этнокультурных и социокультурных взаимодействий, исторических эпох. В напряженном диалоге и взаимодействии с различными культурными явлениями искусство и существует на каждом этапе своего исторического становления и развития.

Вырабатывая обобщенные и одновременно построенные на различных научно-методологических основаниях принципы изучения и критерии оценки явлений культуры (исторические и социологические, философские и психологические, семиотические и культуркоммуникативные и т. п.), культурология прилагает их и к изучению искусства (наряду с иными феноменами культуры), тем самым превращая собственно искусствоведческие методы анализа искусства из общенаучных и универсальных — в частнонаучные и конкретные, — наряду с другими, инонаучными методами исследования искусства.

Такой многовекторный (культурологический) анализ искусства — в контексте различных исторических эпох; в окружении различных феноменов культуры, отличных от искусства в феноменологическом или социальном отношении и сходных с ним в историко-функциональном, этнокультурном или коммуникативном плане; в постоянном соотнесении текста произведений искусства с их современным или историческим контекстом культуры — оказывается в современных условиях особенно эффективным и перспективным при анализе искусства различных видов и форм как феномена культуры. В этом проявляется универсальность методологического потенциала культурологии в процессе междисциплинарных исследований искусства прошлого, настоящего и будущего, открывающего множество возможностей для осмысления, интерпретации и оценки искусства на всех уровнях его функционирования.

Ключевые темы и проблемы для обсуждения:

1. Своеобразие культурологического подхода к изучению искусства: возможности и перспективы.

2. Культурологический анализ искусства в проблемном поле современной междисциплинарности.

3. Методологический универсализм и плюрализм культурологии в исследованиях искусства.

4. Диалог науки и искусства как культурологическая проблема.

5. Культ и культура с позиций культурологии.

6. Искусство в историческом контексте культуры.

7. Искусство в аспекте проблем цивилизационной идентичности.

8. Искусство в истории мировых цивилизаций.

9. Типология искусства — типология культур.

10. Проблемы современного синтеза искусств с позиций культурологии.

11. Культура как предмет рефлексии искусства.

12. Социальная и культурная рефлексия искусства с точки зрения культурологии.

13. Идеи и образы культуры в истории искусства.

14. Метафоры культуры как язык искусства.

15. Языки культуры в истории искусства

16. Роль искусства в развитии культуры.

17. Критерии искусства в квалификационных интерпретациях и оценках культуры.

18. Искусство как средство проектирования и моделирования культуры.

19. Место художественной культуры в историческом контексте культуры.

20. Структура и социокультурная динамика художественной культуры.

21. Искусство как предмет рефлексии культуры.

22. Место искусства в системе художественной культуры: история и современность.

23. Функции искусства в системе научно-познавательной культуры.

24. Искусство и философия: возможности и перспективы диалога.

25. Искусство и политика: многообразие аспектов взаимодействия.

26. Место искусства в культуре информационного общества.

27. Культурологические методы исследования искусства.

28. Семиотические подходы к изучению искусства.

29. Интертекстуальный подход к осмыслению искусства.

30. Культурфилософский подход к интерпретации искусства.

31. Информационно-аналитический подход к искусству.

32. Этнокультурные и глобалистские аспекты изучения современного искусства.

33. Искусство как предмет компаративистских исследований.

34. Роль и место искусства в глобализированном мире.

35. Цивилизационный подход к искусствоведческим исследованиям.

36. Методы интеллектуальной истории в изучении искусства.

37. Психоаналитические методы в исследовании искусства.

38. Эстетическое бессознательное в современном искусстве.

39. Виртуальные формы искусства и культуры.

40. Искусство в контексте медиакультуры.

41. Искусство между элитарной и массовой культурами.

42. Методы искусства в изучении культуры.

Установочные содоклады:

  • Хренов Н. А. Методологический потенциал культурологии в изучении отечественного и мирового художественного процесса
  • Кондаков И. В. Культурная семантика искусства: целостность и многомерность

Примерный состав участников секции:

1. Кривцун Олег Александрович — доктор философских наук, заведующий Отделом теории искусства Института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств;

2. Колотаев Владимир Алексеевич — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела теории искусства Государственного института искусствознания МК РФ;

3. Маньковская Надежда Борисовна — главный научный сотрудник отдела эстетики Института философии РАН;

4. Мильдон Валерий Ильич — доктор филологических наук, преподаватель кафедры гуманитарных наук Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова;

5. Мариевская Наталия Евгеньевна — кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры гуманитарных наук Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова;

6. Трубочкин Дмитрий Владимирович — доктор искусствоведения, заведующий Отделом исторической психологии искусства, директор Государственного института искусствознания МК РФ;

7. Вдовина Наталия Владимировна - кандидат философских наук, ученый секретарь Научного совета РАН «История мировой культуры»;

8. Сайко Елена Анатольевна - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник кафедры культуры Российской академии государственной службы при Президенте РФ;

9. Улыбина Елена Викторовна — доктор психологических наук, профессор кафедры общих закономерностей развития психики Института психологии имени Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета;

10. Пелипенко А. А. — доктор философских наук, главный научный сотрудник сектора теории социокультурных процессов и систем Российского института культурологии;

11. Дмитриевский Виталий Николаевич — доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Отдела теоретической социологии искусства Государственного института искусствознания МК РФ;

12. Дуков Евгений Викторович — доктор философских наук, заведующий Отделом массовых жанров сценических искусств Государственного института искусствознания МК РФ.

Просим Вас сообщить название Вашего доклада и выслать его краткую аннотацию объемом 0,5 стр. на электронный адрес Н. А. Хренова (nihrenov@mail.ru).

вернуться в список



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»