Облегчения, которые были получены от Анны Иоанновны дворянством за поддержку ее в самодержавном правлении, облегчило его служебную занятость и полезное общение, которое пропагандировал Петр I и выливалось в веселое времяпрепровождение
.
Балы стали неотъемлемой частью жизни русского дворянства, где главным были музыка и танцы, а беседа, разговор стали сопутствующим элементом. На место ассамблей, где «всяк может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава». Большой популярностью в правление Анны Иоанновны пользовались выступления фокусников, которые в то время еще не приобрели таинственности как это было в XIX в. Фокусники XVIII в. были чаще всего искусными механиками, которые демонстрировали различные заводные игрушки, являвшихся удивительной новинкой.
Начиная с 30-х гг. XVIII в., в Россию часто приезжали группы циркачей: наездники, дрессировщики лошадей, канатоходцы, эквилибристы. Газеты давали объявления о приезде новой группы циркачей. Итальянские труппы комедии дель арте приезжали в Россию в 1731, 1733 и 1735 гг. Спектакли они давали при дворе Анны Иоанновны.
Иностранные гастролеры широко использовали печатную рекламу для организации аудитории. Газетные объявления о театральных и цирковых представлениях появляются в 1729 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях». Так в 1738 г. было опубликовано объявление о приезде из Голландии в Петербург комедиантов: «они (комедианты)... которые, по веревке ходя, танцуют, на воздухе прыгают, на лестнице,ни за что не держась, в скрипку играют, а лестницею пляшут, безмерно высоко скачут и удивительные вещиделают».
В деле просвещения России немалую роль играл и театр. С петровского времени он стал публичным, а репертуар – светским. Петр I в 1702 г. приказал строить «комедийную храмину» в Москве. Однако общественного театра в после петровское время так и не появилось. В период правления Анны Иоанновны театр являлся одним из видов развлечения придворной публики. Существовал только придворный театр, который обслуживался преимущественно иностранными труппами. Характер репертуара этого сословно замкнутого театра определялся западной театральной культурой.
Тексты отдельных комедий печатались. Так, в 1733 г. была отпечатана объемом в 18 страниц итальянская комедия «Бригелл оружие и бутор. Комедия италианская Спб., 1733». Тираж – 100 экземпляров
. Спектакли придворного театра являлись неотъемлемой частью дворцового церемониала, входили в его быт. Придворный театр этого периода сыграл положительную роль в развитии русской театральной культуры. Он познакомил публику с оперой и балетом других стран и тем самым дал толчок для развития этих жанров в России. Положительным было создание русских кадров оперно-балетного театра. В 1738 г. в Петербурге была создана русская балетная школа, на долгое время ставшая основным источником кадров для русского балета.
В меньшей степени, но все же продолжали использоваться, небольшие поздравительные листы. В основном их создателями являлись матера гравюры. Так, граверы Карновский и Зубовы подносили поздравительные листы своей гравировки со стихами. Иногда одни и те же поздравления печатались под разными картинками. Последний известный поздравительный лист относится к 1741 г. Это поздравительная картинка, которую преподнес Алексей Зубов епископу Тверскому Митрофану Слотвинскому.
После прихода к власти правительство Елизаветы Петровны стало принимать меры для роста отечественной промышленности, покровительствовать развитию внешней и внутренней торговли и заботиться о росте науки и просвещения.
В 1754 г. И.И. Шувалов разработал проект университета в Москве. В 1755 г. университет был открыт, и Шувалов был назначен его куратором. В университете было 10 профессоров и 3 факультета: юридический, медицинский и философский. При университете была создана гимназия, готовившая учащихся к слушанию университетского курса, которая имела два отделения: для дворян и разночинцев, причем последние составляли значительную часть учащихся в университете. При университете же были открыты типография и книжная лавка, выпускалась газета «Московские ведомости».
В этот период Московский университет становится важнейшим культурным центром, который вел широкую информационно-просветительную деятельность. Для этого использовалась не только «Московские ведомости», но и публиковались различные сообщения и в газете Санкт-Петербурга.
«Московские ведомости» регулярно информировали о деятельности университета. Начиная с его открытия, в специально отпечатанных прибавлениях давалась разнообразная информация, рекламирующая деятельность учебного заведения. Так, прибавление к № 1 газеты «Московские ведомости» (1756 г.) сообщало на четырех страницах о том, что в большом университетском соборе в честь коронации Елизаветы Петровны состоялось богослужение, а также о торжественном собрании в Московском университете. К этому сообщению прилагался список студентов университета. В прибавлении к №69 от 20 декабря 1756 г. были опубликованы различные сообщения, в том числе о публичном и торжественном собрании в Московском университете. Все сообщения были напечатаны на 2 страницах. В 1757 г. в прибавлении к № 101 публикуется описание торжественного акта, происходившего в Московском университете, после окончания экзаменов. К этому описанию были приложены списки награжденных и переведенных в «высшие» классы. Описание это было отпечатано на 4 страницах.
Списки награжденных студентов рекламировались и в 1758 г. Так, в прибавлении к № 38 «Московских ведомостей» на 15 страницах были опубликованы полные списки награжденных студентов: в университете, в благородной гимназии и в нижней гимназии. В другом прибавлении напечатанным к № 101 ведомостей в 1758 г. по случаю окончания учебного года в Московском университете, в дворянской и разночинной гимназии были опубликованы списки учащихся, которые переведены в «высшие» классы. Кроме списков в этом прибавлении было опубликовано первое объявление о диспуте из натуральной истории на латинском языке. Все это прибавление было отпечатано на 6 страницах.
Торжественно проходило не только оглашение награжденных по случаю окончания университета, но и торжества по случаю зачисления в университет выпускников гимназии. Так, в 1759 г. в прибавлении к № 34 «Московских ведомостей» сообщалось о торжестве по случаю зачисления некоторых воспитанников первого выпуска университетской гимназии в состав студентов университета, а также опубликованы были списки награжденных и переведенных в студенты и в «высшие» классы гимназии. Это прибавление было отпечатано на 10 страницах. В 1760 г. в прибавлении к № 34 сообщалось о торжественном собрании в Московском университете, а также: «Реэстр новопроизведенных студентов и учеников, за прилежность свою получивших награждение, или переведенных в вышшие классы. – Реэстр которые для лености и нехождения в классы из университета выключены».
В другом прибавлении к № 102 «Московских ведомостей» за 1760 год было опубликовано приветствие директора Московского университета И.И. Мелиссино, профессоров университета, магистров и др. новому куратору Ф.П. Веселовскому. Текст был опубликован на 4 страницах на французском языке с русским переводом 22 декабря.
В «Московских ведомостях» печатались и другие сообщения, связанные с деятельностью университета. Так, в прибавлении к № 20 наряду с окончанием трактата между Англией и Францией были сообщения о вступительной лекции профессора университета И.Г. Фроммана и о речи ректора гимназии И.М. Шадена. В тексте были даны краткие библиографические сведения. В этом прибавлении было опубликовано объявление об открытии для публики университетской библиотеки, в котором сообщалось, что библиотека будет работать для всех желающих по средам и субботам. Объем – 4 страницы. Это первое объявление о работе библиотеки, опубликованное в газете в России.
В 1759 г. в прибавлении к 24 номеру «Московских ведомостей» публикуется: «Примечания о комете, которая видна была в последние в 1682 г. и которая по объявлению господина Гейнзиуса лейбцигскаго профессора паки уже явилась земным обитателям».
Особое место среди форм рекламы занимали объявления о публичных лекциях Московского университета, которые регулярно стали печататься с 1757 г. Первое такое объявление имело следующее заглавие: «Объявление, какия лекции и в которыя дни и часы читаны быть имеют публично в Имп. Московском университете в последнюю половину сего 1757 года. [М.]. печ. При Имп. Моск. Ун-те». Это расписание отпечатано в два столбца на открытом листе.
Крупным научным центром в эти годы продолжает оставаться Российская академия наук, ведущая большую работу в области точных и гуманитарных наук. Под ее руководством начинается всестороннее изучение страны, исследование ее природных богатств. На смену немцам в управлении государства, наукой и культурой в царствование Елизаветы Петровны стали приходить русские люди. Так, в 1746 г. президентом Академии был назначен К. Разумовский.
Большим событием в жизни столицы являлись торжественные собрания Академии наук, которые обычно приурочивались к государственным праздникам, в частности тезоименитства императрицы. Это празднование находило отражение в печатных формах рекламы. Одно из первых таких описаний было отпечатано в 1749 г.: «Торжество Академии наук в честь и прославление вожделеннейшаго дни выфсочайшаго тезоименитства... имп. Елисаветы Петровны... празднованное публичным собранием сентября 6 дня 1749 года. Спб., печ. При Имп. Акад. Наук, 1749».
О торжестве, устроенном в Академии наук 6 сентября 1750 г, было подробно рассказано в специально изданной книге объемом в 98 страниц: «Торжество Академии наук на вожделенный день Тезоименитства Ея Императорскаго Величества, Державнейшия и непобедимейшая Великая Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийския, публично говоренными речами и иллюминациею празднованное Сентября 6 дня 1750 г. Спб, в типографии Академии наук». Подобное издание выходит и в следующем году, после аналогичного мероприятия 6 сентября 1751 г: «торжество Академии наук на вожделенный день тезоименитства Ея Императрскаго Величества Державнейшия и Непобедимейшия Великия Государыни императрицы Елисаветы Петровны Самоддержицы Всероссийския, публично гоывореннымим речами празднованное сетября 6 дня 1751 г. В Санктпетербурге. Печатана при Императрской Академии Наук». Это издание было украшено гравированной виньеткой. Последнее подобное издание было отпечатано на день тезоименитства в 1753 г. объемом 76 страниц: «Торжество Академии наук в честь и прославление вожделеннейшаго и всерадостнейшаго для восшествия на престол Ея Императосрскаго Величества Всепросветлешия державнейшия Великия Государыни Императрицы Елисаветы Петровны Самодержицы Всероссийския и прочая, и прочая, и прочая. Празднованное публичным собранием на другой день возшествия на престол Ея Императорскаго Величества, то есть ноября 26 дня 1753 года. В Санктпетербурге. Печатано при Императорской Академии Наук 1753 года».
В газете «Санкт-Петербургские ведомости» публиковались не только отдельные объявления, но, в тех случаях, когда информации набиралось много, выпускались отдельные, так называемые, прибавления. Часто прибавления были посвящены отдельным учреждениям. Так, в прибавлении к №56 за 1748 г. сообщалось о посещении 12 июля 1748 г. иностранцами Академии наук и осмотре ее библиотеки и кунсткамеры. В другом прибавлении к № 67 за этот же год сообщалось: «В Санктпетербурге августа 18 дня. Наблюдения астрономическия бывшаго 14 дня июля солнечнаго затмения учиненныя на Имп. обсерватории с подлежащими изъяснениями предлагаются… - При сем также прилагаются учиненныя при вышеписанном солнечном затмении метеорологическия обсервации с краткими примечаниями». Это прибавление было напечатано на 12 страницах.
В прибавлении к № 73 (1758) впервые было опубликовано сообщение Академии наук о том, что она предлагает задачи, за решение которых предполагались премии. Эти конкурсы на решение задач предполагалось провести в 1758, 1759 и 1760 гг. В этом же прибавлении было опубликовано объявление о том, что 7 сентября 1758 г. в Академии состоится публичное собрание. Прибавление было напечатано на двух страницах.
Предлагаемые для решения задачи публиковались и в Москве. Так, в прибавления к «Московским ведомостям» позднее чем в «Санкт-Петербургских ведомостях» опубликовали к № 96 (1761) следующее сообщение: «Задачи [по физике и астрономии], предложенныя от Санктпетерубргской имп. академии наук, с обещанием за решение оных обыкновеннаго награждения. На 1760 год. – На 1761 год. – На 1762 год»(36,20).
В прибавлении к № 59 «Санкт-Петербургским ведомостям» сообщалось, что публичное собрание в Академии наук состоится 7 сентября 1760 г. Это прибавление под заголовком «Для известия» было повторно опубликовано в прибавлении к № 70(32).
Сообщение, посвященное Академии наук, было опубликовано в прибавлении к № 15 «Санкт-Петербургских ведомостей». В нем сообщалось, что в академической гимназии втрое увеличилось количество казенных мест против предусмотренных в штате.
Академия наук в правление Елизаветы Петровны в полной мере возобновила чтение публичных лекций. Уже 13 августа типография Академии наук печатает на 5 страницах большого формата листа объявление: «Имп. Академии наук. Читателю здравие! Ныне начинаем опаять под державою ... имп. Елисаветы ... публичное и приватное в науках наставление...»).
Позднее, с 1748 г. Академия наук печатает объявления и расписания академических публичных лекций. Иногда они дублировались на больших открытых листах. Так одно объявление начиналось словами: «По всемилостивейшему указу е. и. В. ... имп. Елисаветы Петровны... Академия наук профессоры российским юношам, к изучению почтенных наук определенным, чрез сие объявляют будущия свои наставления, кторыя начаты быть имеют 11 июля 1748 года». Текст был отпечатан на латинском, который подготовлен был Г.Ф. Миллером, и на русском, который перевел М.В. Ломоносов. У этого объявления, напечатанного на 4 страницах, было и заглавие «Академическия лекции». Тираж этого объявления составил 50 экз. Но кроме этого в 1748 г. было отпечатано расписание с этим же содержанием на большой открытом листе таким же тиражом. В 1757 г. типография Академии наук печатает на открытом листе: «Объявление лекциям в которые дни и часы оныя читаны быть имеют публично при Санктпетербургской Имп. Академии наук, сего 1757 году». Это объявление было составлено ГФ. Миллером и исправлено М.В. Ломоносовым.
В 1761 г. было отпечатано объявление о публичных лекциях в Академии наук, которое было подготовлено М.В. Ломоносовым. Объявление было напечатано на открытом листе и начиналось словами: «Санктпетербургкой Академии публичные наставления на 1761 год начнутся генваря 22 дня». Заглавие и текст было отпечатан на русском и латинском языках. Аналогичное объявление на 1762 г. также было подготовлено М.В. Ломоносовым: «Санктпетербургской Академии публичныя наставления на 1762 год. Начнутся генваря 7 дня». Это объявление имело полиграфическое украшение - наборную рамку.
Академия наук активно внедряла различные формы рекламы. В первую очередь это относилось к самой Академии. В 1744 г. при непосредственном участии Шумахера она печатает рекламный проспект об Академии: «Палаты Санктпетербургской императорской Академии наук библиотеки и Кунсткамеры с кратким показанием всех находящихся в них художественных и натуральных вещей сочиненное для охотников оныя вещи смотреть желающих.Спб., печ. При Имп. Акад. Наук, [1744]». Весь проспект состоял из 26 страниц, 4 планов и 12-ти листов иллюстраций. Формат этого издания был меньше чем первое издание этого проспекта.
В 1762 г. в типографии Академии наук печатается другой проспект -путеводитель, для путешествующих по России. В этом проспекте, состоявшем из 10 страниц небольшого формата, было описание дороги от Санкт-Петербурга до Москвы, На первой странице заголовок: «Тракт от Санктпетербурга до Москвы, с показанием всех по оному тракту городов, станов, дворцов, сел, деревень, и в каком оныя разстоянии». На последней странице под заголовком «Для известия» помещено изложение указа: «Состоявшимся сего 1762 года июля 24 … указом повелено … на ямския и почтовыя подводы прогонныя деньги … платить вдвое …». К путеводителю был приложен один лист карты. Это издание было отпечатано тиражом в 600 экз. В период создания новой Академии «Академия трех знатнейших художеств».из старой Академии в новую передавались лучшие специалисты и наиболее талантливые ученики. Этот процесс продолжался до 1761 г.
Большое значение в культурной жизни Санкт-Петербурга и всей империи сыграла созданная в царствование Елизаветы Петровны самостоятельная Академия художеств. С «Академией трех знатнейших искусств» связано первое применение специализированной рекламной выставки. Этот, получивший в сегодняшней рекламе достойное место способ рекламирования продукции и произведений, в то время был первым опытом подобного рода. Выставка была организована как выставка-конкурс 14 мая 1761 г. На ней были представлены работы учеников Академии художеств. Штелин отмечал, что в рисунке, лепке, живописи и гравюре были представлены работы, доказывавшие большие успехи воспитанников Академии.
Укрепление Российской империи способствовало развитию национальной культуры, носившей ярко выраженный сословно-классовый характер. Одним из наиболее значительных очагов дворянской культуры был петербургский Сухопутный Шляхетный кадетский корпус.
Создание самостоятельной Академии художеств предоставила возможность жителям Санкт-Петербурга знакомиться с произведениями живописи и скульптуры. Академия художеств стала местом, где находилось все время пополнявшееся собрание произведений искусства. Основой пополнения этого собрания явились пожертвования Академии художеств ее почетных членов, которыми выбирались не только известные художники, но и ценители искусства и коллекционеры. В этот период коллекционерство произведений искусства становится широко распространенным явлением среди богатой знати России. Несомненно, начало коллекционированию произведений искусства положил Петр I, который, путешествуя по Европе, начал приобретать живописные произведения голландской, фламандской и немецкой школ. По приезде в Россию он разместил их в своих дворцах.
Иностранные гастролеры продолжали приезжать и в период правления Елизаветы Петровны. Хотя количество их значительно уменьшилось, по сравнению со временем Анны Иоанновны. В «Санкт-Петербургских ведомостях регулярно печатались объявления о различных зрелищных мероприятиях. Одним из таких видов, который уже во вторую четверть XVIII в. широко распространился в России, было выступление цирковых артистов. В основном это были приезжие цирковые актеры.
Так как специализированных зданий для выступлений в то время еще не было, они в основном выступали в домах. В объявлении, опубликованном в 1750 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» говорилось: «Через сие чинится известие, что находится здесь англичанин с пятилетней дочкой, которая делает удивительные позитуры: чего ради, ежели кто её у себя в доме видеть желает, так изволит прислать кого за неё в немецкий комедийный дом к директору Гильфердингу». Так, о приезде комедиантов из Голландии сообщалось в объявлении, опубликованном в 1757 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях». Объявления в «Санкт-Петербургских ведомостях» в 1758 г. сообщалось о выступлении позитурного мастера.
Наряду с иностранными гастролерами «Санкт-Петербургские ведомости» публиковали объявления местных организаторов представлений. Так, в 1747 г. некий Иван Лукин дал объявление в газете о подготовленном им представлении.
Так, в 1758 г. в Петербурге гастролировал английский акробат с женой. Этот «позитурный мастер» или шпрингер (т.е. прыгун) делал сальто–мортале. Свои прыжки он делал через различные препятствия. Его жена стояла на голове на алебарде и в таком положении выпивала рюмку вина. Такие выступления широко рекламировались, а в рекламных афишах делался упор на смертельном прыжке. Приезжие артисты давали представления и позднее. В 1761 г. голландский «конштмейстер» И. Зергер давал представления в доме грузинского царевича у Охотного ряда. Он балансировал, прыгал и танцевал на веревке, показывал веселую комедию и дрессированную лошадь.
Заметным явлением культурно-досуговой деятельности в этот период являлся придворный театр. Являясь одним из видов развлечения придворной публики, в то же время он должен был свидетельствовать о великолепии двора Российской империи. Придворный театр носил сословно замкнутый характер, который в большей части обслуживался (особенно в начале правления Елизаветы) иностранными труппами. Так, с 1742 г. на сцене придворного театра играли французские актеры, в репертуар которых входили итальянские п французские оперы и комедии масок.
Наиболее типичным жанром придворного театра было парадное и помпезное оперно-балетное представление на мифологический или исторический сюжет, изображавшее подвиги богов, царей, вельмож или любовные похождения идиллических пастухов и пастушек. В оперно-балетных спектаклях нередко были прологи, в которых прославлялись добродетели царствовавшего монарха. Часто применялся прием аллегорического изображения и восхваления царствующих особ под видом того или иного мифологического или исторического героя.
Для ближайшего окружения императрицы (придворных) посещение театра было обязательным. Придворные тяготились обязательным посещением театра, в особенности в те дни, когда шли драматические спектакли. Однако за аккуратным помещением ими театра строго следили.
На театральные спектакли допускались и «Особы ниже пятого класса» (по «Табели о рангах») должны были получать билеты «от двора». Знатнейшие дворяне, а также «чужестранные» допускались в театр без билетов. Для торжественных спектаклей устанавливался особый порядок размещения зрителей по рангам. Вот, например, как в 1756 г. распределялись места в зрительном зале во время одного из таких парадных представлений: «Генералитет первых пяти классов обоего пола персоны (то есть особы генеральских чинов с женами) – в банках (скамьи) по надписям, а которые генералитет не усядутся в банках, тем помещаться в первый ярус, в ложи. (1–е, в партер). Лейб-компании унтер-офицерам, придворным штабам, гвардии обер-офицерам, армейских полков штабам, також и статским чинам, находящимся в тех же рангах, и их фамилиям, в которые из оных по оной галерее не усядутся, тем помещаться в верхней ярус, точию б дамские персоны не имели на головах платков. (2-е, по галерее, которая в партере). Во всем оном ярусе помещаться первых пяти классов обоего пола персонам, как в партере, в банках не усядутся, с их фамилиями. (3-е, в 1-й ярус, окроме лож ее императорского величества и их императорских высочеств, також Синода и посольской). Которые назначенные в галерею чины не поместятся, то заседние иметь в оном верхнем ярусе, також и дворянству, да при том же, ежели места будут, то впустить в оный несколько и знатного купечества. (4-е, в верхней ярус)».
Придворный театр, носивший сословно замкнутый характер, не мог заменить собой общедоступный национальный театр, потребность в котором ощущалась все более настоятельно.
Укрепление Российского государства, рост национального самосознания и национальной культуры делали возможным возникновение русского национального театра. Необходимость его создания отчетливо сознавалась передовыми людьми. Деятельность разночинского театра приобретает новые формы, приближающие его к типу профессионального. Представления давались уже не в сараях с рогожным оформлением сцены и рогожными костюмами актеров, а в больших помещениях, «палатах», которые арендовались устроителями представлений у частных лиц. Актеры – любители получают название «охочих комедиантов»
Спектакли обычно устраивались во время рождественских праздников и нередко продолжались в течение двух – трех месяцев. Иногда «благоохотные смотрители» извещались о представлениях при помощи газетных объявлений.
В Москве в 1749 г. зимой играли две труппы: одна из них возглавлялась «служителем сержанта Канищева» К. Байкуловым, другая – «канцеляристами» В. Хилковским и И. Глушковым. Театры такого рода существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Пензе. Правительство Елизаветы, видя растущее театральное движение и его роль в обществе, издало 21 декабря 1750 г. указ: «о позволении иметь в домах для увеселения вечеринки с пристойной музыкой и о запрещении ходить и ездить по улицам в непристойных платьях». Указ разрешал устройство в частных домах представлений русских «комедий! с тем, чтобы «в чернеческое и прочее, касающееся до духовных персон платье не наряжались и по улицам в таком же и прочем приличном к комедиям ни в каком наряде не ходили и не ездили».
Важным средством информирования о деятельности театра становятся специальные театральные объявления, которые печатались в качестве прибавления к газете «Московские ведомости». В 1760 г. в прибавлениях к «Московским ведомостям» печатается большое количество театральных объявлений. Так, за этот год были опубликованы театральные объявления в прибавлениях к газетам следующих номеров: 44, 46, 56, 63, 70, 78, 98 (24). Несколько раньше, в 1758 г., в прибавлениях в двух выпусках к № 32 и повторно к № 37 рекламировались условия подписки на ложи в театре Д.Б. Локателли под заглавием «Для известий». Эти прибавления были отпечатаны на одной странице.
С появлением драматических произведений Сумарокова и Ломоносова их первыми исполнителями были актеры любительских театров. Одним из таких коллективов был театр кадетов Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса. Вначале в нем исполнялись французские трагедии на французском языке. Спектакли устраивались не только в стенах корпуса. Играли кадеты и в Оперном доме для двора. С начала 1750 г. по распоряжению императрицы Елизаветы кадеты начинают исполнять пьесы Сумарокова при дворе. 30 августа 1756 г. от имени императрицы был дан указ правительствующему сенату о создании национального театра.
Новый театр стали называть Российским театром. В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, он был общедоступным и давал платные представления, рассчитанные на относительно широкие слои городской публики. Создание русского государственного публичного театра было важным этапом в развитии русской национальной театральной культуры.
Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. Л., 1982. С. 205.