Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / E-mail публикации
Тищенко В. А. Классификация коммуникативных умений студентов
Уменьшение времени непосредственного межличностного общения напрямую связано с развитием телекоммуникационных систем и внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности. Поэтому необходимы специальные усилия, направленных на формирование коммуникативных умений. В последнее время развивается и такой способ общения, как компьютерно-опосредованная коммуникация. Современному человеку для полноценного выполнения своих социальных и профессиональных функций необходимо владеть расширенным набором коммуникативных умений, включающим не только традиционные, но и связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в учебной, профессиональной и повседневной деятельности. С этой точки зрения классификация коммуникативных умений нуждается в некоторой корректировке.
Не секрет что большинство студентов находятся на низком уровне сформированности коммуникативных умений (Чурсина А. Д.[1], Дашкин М. Е.[2], Долгополова Н. Ф.[3], Павицкая З. И.[4] и др.). А, кроме владения общими коммуникативными умениями, от них в этом возрасте требуется уже и овладение профессиональными коммуникативными умениями. Таким образом, процесс формирования коммуникативных умений студентов осложняется двумя факторами: 1) низким уровнем сформированности общих коммуникативных умений и необходимостью овладения профессиональными коммуникативными умениями; 2) необходимостью овладения коммуникативными умениями, связанными с использованием инфо-коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности студентов. В соответствии с этим для успешного формирования коммуникативных умений на высоком уровне необходимо уточнить содержание понятия и состав коммуникативных умений.
В зависимости от того, в какой предметной области рассматривается данное понятие (в психологии, педагогике, дидактике, философии) меняется его трактовка. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Будем считать, что коммуникативные умения это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.
Для определения круга коммуникативных умений, рассмотрим их известные классификации. Наибольший интерес представляет определение коммуникативных умений даваемое в психологических и педагогических науках.
Структура коммуникативных умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена Ю. М. Жуковым. В частности он отмечает, что «…одни подразумевают под умениями прежде всего поведенческие навыки, другие способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи — способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных задач»[5]. Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений. Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений. В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения. Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных).
Существует также и более подробная классификация коммуникативных умений. Выделяют, например, умения проводить консультации, умения работать с группой, навыки письменной речи, умения вести телефонные переговоры, умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям, умение организовывать позитивную обратную связь, умение поставить себя на место другого, навыки уместной самоподачи и другие. Особенности приводимых классификаций заключаются в том, что их авторы имеют различия в социальной позиции, теоретической основе и практических целях.
В России, еще в начале развития методических идей, рассматривались некоторые коммуникативные свойства личности, такими учеными как К. Д. Ушинский, Н. М. Соколов. Они считали важной целью образования подготовку учащихся к практической деятельности, для которой необходимы реальные прикладные знания; было сформулировано одно из важных коммуникативных умений, без использования самого термина, — умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке[6].
Современные авторы, такие как Г. К. Селевко[7], Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщиков[8], исходя из информационного подхода, в качестве основания для группировки коммуникативных умений берут ведущие источники информации. Т. к. актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, то выделяют три группы коммуникативных умений: работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации.
Однако можно использовать и другие критерии и, следовательно, классификации. Например, А. В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных умений, такие как: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое)[9].
Анализируя общение как коммуникативный обмен, Л. А. Петровская выделяет целый спектр коммуникативных умений, и, прежде всего, называет умение выслушивать собеседника[10]. О навыках активного слушания говорит и Н. И. Шевандрин[11]. Важна также способность партнеров обмениваться сведениями друг о друге — этот феномен называется межличностная обратная связь. Навык использования обратной связи является необходимым коммуникативным умением. Л. А. Петровская выделяет условия развития эффективной обратной связи: 1) описательный характер, т. к. обратная связь в оценочной форме, малоэффективна; 2) неотсроченность, т. к. обратная связь необходима в момент общения; 3) обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника[12].
По мнению Р. С. Немова необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты — это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения[13].
По Г. М. Андреевой каждая группа умений соответствует одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной). Группа умений соответствующая коммуникационной стороне общения: цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа — интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях[14].
Главным различием в классификациях является критерий, по которому выполнена систематизация. А. Л Солдатченко в своем исследовании приводит таблицу классификации коммуникативных умений по различным критериям: по психологическим особенностям, по видам информация, по информационным процессам, по источникам информации[15].
Как нам, кажется, наиболее привлекательна, с точки зрения широкого использования информационно-коммуникационных технологий для межличностного опосредованного общения, а значит и для формирования коммуникативных умений, классификация по критерию «информационные процессы». Таким образом, под коммуникативными умениями будем понимать владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества. Представим комплекс основных коммуникативных умений, содержащих как традиционные умения (говорить, слушать и пр.) так и коммуникативные умения, связанные с использованием инфо-коммуникационных технологий. Разобьем их на три группы умений: передачи, обработки и хранения информации (в соответствии с тремя существующими в живой и неживой природе информационными процессами). Умение передачи информации состоит из приема и передачи информации, умение обработки информации включает поиск и переработку информации, умение хранения информации имеет в своем составе действия по хранению информации на традиционных носителях и на компьютерных носителях (табл. 1).
Таблица 1
Классификация коммуникативных умений
Коммуникативные умения
|
Передача информации
|
Прием
|
1. слушать
|
2. читать
|
3. получать числовую информацию
|
4. получать графическую информацию
|
5. читать жесты и позы
|
6. читать мимику лица и моторику тела
|
7. различать интонацию
|
Передача
|
8. говорить
|
9. писать
|
10. передавать числовую информацию
|
11. передавать графическую информацию
|
12. передавать информацию посредством жестом
|
13. передавать информацию посредством мимики и пантомимики
|
14. передавать информацию интонацией
|
Обработка информации
|
Поиск
|
искать в традиционных источниках
|
15. в алфавитном каталоге
|
16. в предметном каталоге
|
17. в каталоге вторичных источников
|
18. в словарях
|
19. в энциклопедиях
|
искать в компьютерных источниках
|
20. в сети Интернет
|
21. в электронных книгах
|
22. в электронных каталогах, архивах
|
23. с помощью поисковых программ
|
24. в базах данных
|
искать в других источниках
|
25. в социуме
|
26. в радиовещании, телевещании
|
27. в аудио-, видеоисточниках
|
Переработка
|
28. на основе анализа
|
29. на основе синтеза
|
30. на основе сравнения
|
31. на основе семантического свертывания
|
32. на основе лексического свертывания
|
33. на основе классификации
|
34. на основе систематизации
|
Хранение информации
|
Традицион. носители
|
35. на бумаге
|
36. в памяти
|
37. на видео-, аудиокассетах
|
38. фотографии
|
Компьютер. носители
|
39. дискеты, винчестеры, CD-ROM, DVD-ROM и др.
|
40. использование ПО (ОС, СУБД, электронных таблиц и др.)
|
Из вышеперечисленных коммуникативных умений можно выделить такие, которые лежат в основе формирования других видов умений, назовем их метаумениями. Они носят универсальный характер и являются необходимым условием успешного формирования других видов умений. К метаумениям можно отнести, например, умение выполнять переработку информации (на основе анализа, на основе синтеза, на основе сравнения и т. д.), наличие которого является обязательным условием успешности любой мыслительной деятельности.
Те умения, которые легко переносятся на другие виды деятельности, обладают свойствами трансситуативности, имеют широкий диапазон применения, назовем ядерными умениями. К ядерным умениям, например, можно отнести умение искать информацию в словаре; это умение легко можно перенести на поиск информации в библиотечном каталоге, в электронном каталоге, в электронном словаре, в бумажном словаре иностранных слов, в бумажной энциклопедии, в других источниках, где используется алфавитный способ хранения информации (рис. 1).
Таким образом, предложенная классификация коммуникативных умений по критерию «информационные процессы», удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к выпускникам вузов, дает возможность целенаправленного формирования этих умений в процессе учебной и внеучебной коммуникативной деятельности студента, служит основой для развития профессиональных коммуникативных умений.
[1] Чурсина А. Д. Формирование коммуникативно-познавательных умений у студентов средствами новых информационных технологий: Дис… канд. пед. наук: 13.00.08. — Челябинск, 2002. — 207 с.
[2] Дашкин М. Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-человек» как предметное содержание их подготовки: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. — М, 1999. — 134 с.
[3] Долгополова Н. Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета. Дис… канд. пед. наук: 13.00.01.— Оренбург, 1998. — 188 с.
[4] Павицкая З. И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения: Дис... канд. пед. наук: 13.00.08. — Казань, 1999. — 175 с.
[5] Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2003. — 223 с.
[6] Хараш А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности / В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977. — с. 21—32.
[7] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М: Народное образование, 1998. — 256 с.
[8] Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения: очарование очевидного. — Челябинск: Челяб. ЦНТИ, 1996. — 86 с.
[9] Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Дис. … д-ра пед. наук. — Москва, 1980. — 414 с.
[10] Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
[11] Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
[12] Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
[13] Немов Р. С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. М.: Владос, 2000. — 686 с.
[14] Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — 416 с.
[15] Солдатченко А. Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. — Магнитогорск, 2001. — 186 с.
|
|
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|