Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2015 / №2
Horowitz B. Battling for Self-Definition in Soviet Literature: Boris Eikhenbaum’s Jewish Question [Хоровиц Б. Борьба за самоопределение в русской литературе: «еврейский вопрос» Бориса Эйхенбаума]
(Университет Тулейн, Новый Орлеан, США)
Аннотация ♦ В конце 1920-х годов, актуализировалась еврейская идентификация Бориса Эйхенбаума — еврейская не в религиозном смысле, а как причастность к этносу, отличающегося от русского. Хотя его имя звучало как иностранное, до тех пор Эйхенбаум почти никак не проявлял свою еврейскость. Филолог заявил об этом в «Моем временнике» (1929) — книге, в которой сочетались черты автобиографии, записной книжки и хроники жизни Эйхенбаума и современной ему реальности. Еврейская самоидентификация Эйхенбаума оказалась недолгой, но все же это удивительный феномен. К тому времени Эйхенбаум уже стал одним из ведущих российских литературоведов и одной из центральных фигур «формальной школы», наряду с Виктором Шкловским, Романом Якобсоном и Юрием Тыняновым. Именно в этот период формализм и формалисты попали под огонь критики советского литературного истеблишмента. Разумным считалось не подчеркивать этническую особость, а ставить на первый план пролетарское происхождение и классовую идентичность. Эйхенбаум, напротив, обратился к памяти деда — поэта, писавшего на иврите в середине 1800-х годов, подчеркивая свое отличие от этнических русских. Мы полагаем, что целью этого была полемика с литературным истеблишментом, который становился все менее терпим к культурному разнообразию. Эйхенбаум пытался показать, что он имеет такое же право быть причастным к русской литературе, как и пролетарские писатели. Точно так же его дед вошел в историю литературы в России, хотя и писал главным образом на иврите.
Ключевые слова: Борис Эйхенбаум, еврейская идентичность, евреи и формализм в СССР, Яков Эйхенбаум, Хаскала, литературный мир раннего СССР.
Хоровиц Брайан — доктор философии (PhD), профессор кафедры им. семьи Сайзлер Университета Тулейн, член Ассоциации иудаики США. Тел.: +1 (504) 862-30-75. Эл. адрес: horowitz@tulane.edu
Библиограф. описание: Horowitz B. Battling for self-definition in Soviet literature: Boris Eikhenbaum’s Jewish question [Хоровиц Б. Борьба за самоопределение в русской литературе: «еврейский вопрос» Бориса Эйхенбаума] // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 2. С. 379–392. (На англ. яз.). DOI: 10.17805/zpu.2015.2.41
Дата поступления: 12.03.2015 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антология поэзии пушкинской поры (1984) : в 3 кн. М. : Советская Россия. Кн. II: «Издревле сладостный союз...» / сост., вступ. статья, статьи о поэтах и примеч. Вл. Муравьева. 352 с.
Барон Тарнеголь (Гольденберг, Н. А.) (1860) Яков Моисеевич Эйхенбаум: канва для биографии // Рассвет. 3 июня. С. 823.
Бейзер, М. (1999) Евреи Ленинграда, 1917–1939: национальная жизнь и советизация. М. : Мосты культуры ; Иерусалим : Gesharim. 447 с.
Гинзбург, Л. Я. (1989) Человек за письменным столом: эссе, из воспоминаний, четыре повествования. Л. : Советский писатель. 608 с.
Зельцер, А. (2006) Евреи советской провинции: Витебск и местечки, 1917–1941. M. : РОССПЭН. 478 с.
Идиш: язык и культура в Советском Союзе (2009) / науч. ред. Л. Кацис, М. Каспина, Д. Фишман. М. : РГГУ. 491 с.
Кертис, Дж. (2004) Борис Эйхенбаум: его семья, страна и русская литература. СПб. : Академический проект. 352 с.
Лотман, Л. М. (2007) Воспоминания. СПб. : Нестор-История. 304 с.
Масленников, Б. Г. (1986) Морская карта рассказывает. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Воениздат. 365, [3] с.
Цинберг, С. (1913) Эйхенбаум, Яков Моисеевич // Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем : в 16 т. СПб. : Общество для научных еврейских изданий ; Брокгауз-Ефрон. Т. 16: Шемирамот — Ѵссоп. Алфавитный указатель. [8] с., 428 стб., 212 с. Стб. 186–187.
Чудакова, M. О. (1986) Социальная практика, филологическая рефлексия и литература в научной биографии Эйхенбаума и Тынянова // Тыняновский сборник: Вторые Тыняновские чтения : Cб. статей / отв. ред. М. О. Чудакова. Рига : Зинатне. 288 с. С. 103–131.
Эйхенбаум, Б. М. (1924a) Древняя поэма о шахматной игре // Русский современник. № 4. С. 268.
Эйхенбаум, Б. М. (1924b) Вокруг вопроса о «формалистах» // Печать и революция. Кн. 5. С. 1–12.
Эйхенбаум, Б. М. (1929) Мой временник: Словесность, наука, критика, смесь. Л. : Изд-во писателей в Ленинграде. 136, [8] с.
Эйхенбаум, Я. М. (1874) Ha-Krav: shir. Одесса : Тип. М. А. Бейлинсона. (На иврите).
Any, C. (1994) Boris Eikhenbaum: Voices of a Russian formalist. Stanford, CA : Stanford University Press. xiii, 281 p.
Avrich, P. (1988) V. M. Eikhenbaum (Volin): Portrait of a Russian anarchist // Imperial Russia, 1700–1917: State, society, opposition : Essays in honor of Marc Raeff / ed. by E. Mendelsohn, M. S. Shatz. DeKalb, IL : Northern Illinois University Press. xiv, 316 p. P. 278–288.
Bemporad, E. (2013) Becoming Soviet Jews: The Bolshevik experiment in Minsk. Bloomington, IN : Indiana University Press. xi, 276 p.
Eisen, S. D. (1996) Whose Lenin is it anyway? Viktor Shklovsky, Boris Eikhenbaum and the formalist-Marxist debate in Soviet cultural politics (A view from the twenties) // Russian Review. Vol. 55. No. 1. P. 65–79.
Erlich, V. (1965) Russian formalism: History, doctrine. The Hague : Mouton. 311 p.
G. K. (1972) Eichenbaum (Gelber), Jacob // Encyclopedia Judaica : in 15 vols. Jerusalem : Ktav. Vol. 6. P. 516–517.
Gitelman, Z. (1972) Jewish nationality and Soviet politics: The Jewish sections of the CPSU, 1917–1930. Princeton, NJ : Princeton University Press. xii, 573 p.
Grüner, F. (2010) ‘Russia’s battle against the foreign’: The anti-cosmopolitanism paradigm in Russian and Soviet ideology // European Review of History. Vol. 17. No. 3. P. 445–472.
Herman, L. (1996) Concepts of realism. Columbia, SC : Camden House. 246 p.
Horowitz, B. (1995) From the annals of the literary life of Russia’s Silver Age: The tempestuous relationship of S. A. Vengerov and M. O. Gershenzon // Wiener Slawistischer Almanach. Vol. 35. P. 77–95.
Horowitz, B. (2009) Jewish philanthropy and enlightenment in late-Tsarist Russia. Seattle, WA : University of Washington Press. ix, 342 p.
Katz, J. (1973) Out of the ghetto: The social background of Jewish emancipation, 1770–1870. Cambridge, MA : Harvard University Press. vi, 271 p.
Litvak, O. (2006) Conscription and the search for modern Russian Jewry. Bloomington, IN : Indiana University Press. xv, 273 p.
Raisin, J. (1913) The Haskalah movement in Russia. Philadelphia, PA : Jewish Publication Society of America. 355 p.
Roskies, D. (1992) S. Ansky and the paradigm of return // The uses of tradition: Jewish continuity in the modern era / ed. by J. Wertheimer. N. Y. : Jewish Theological Seminary of America. xxi, 510 p. P. 243–260.
Shatskii, J. (1952) Haskalah in Zamość // YIVO Bleter. Vol. 36. P. 24–62.
Shneer, D. (2004) Yiddish and the creation of Soviet Jewish culture, 1918–1930. Cambridge : Cambridge University Press. ix, 300 p.
Slezkine, Yu. (2006) The Jewish century. Princeton, NJ : Princeton University Press. x, 438 p.
Tolts, M. (2008) Population and migration // The YIVO encyclopedia of Jews in Eastern Europe : in 2 vols. / ed. by G. D. Hundert. New Haven, CT ; L. : Yale University Press. Vol. 2. P. 1436–1437.
Vaksberg, A. (1994) Stalin against the Jews / transl. by A. W. Bouis. N. Y. : Knopf. 308 p.
Veidlinger, J. (2000) The Moscow State Yiddish Theater: Jewish culture on the Soviet stage. Bloomington, IN : Indiana University Press. 356 p.
Wengeroff, P. (2010) Memoirs of a grandmother: Scenes from the cultural history of the Jews of Russia in the nineteenth century : in 2 vols. / transl. with an introduction, notes and commentary by Sh. S. Magnus. Stanford, CA : Stanford University Press. Vol. 1. xvii, 364 p.
Zinberg, I. (1978) The Haskalah movement in Russia. Cincinnati, OH : Hebrew Union College Press ; N. Y. : Ktav. xxi, 227 p.
|