Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2015 / №1
Жулковска Т. Некоторые обстоятельства построения идентичности инвалидов
(Щецинский университет, Польша)
Аннотация ♦ Анализ идентичности приобрел особую значимость в современных исследованиях ситуаций, которые складываются в процессе жизнедеятельности человека-инвалида. Такой анализ сталкивается с немалыми трудностями, вытекающими из разницы в понимании идентичности в рамках различных научных дисциплин и принятых в них концепций. В статье произведен анализ трактовок идентичности и определены основные факторы, которые влияют на сложности современной идентификации человека-инвалида.
Дифференцированность и многоконцептуальность проблематики идентичности становятся основой для выделения различных ее моделей. Для интерпретации идентичности инвалидов наиболее продуктивны четыре модели Р. Робинсона и З. Бокшанского: модель здоровья, модель мировоззрения, эго-логическая модель и интерактивная модель. В этих моделях и в других концепциях отразились дискуссии о значении индивидуальных и общественных факторов идентичности и ее функциях.
Анализируя научную литературу, автор отмечает, что исследователями большее внимание уделяется общественным факторам формирования идентичности, чем индивидуальным. Такова концепция Т. Парсонса, трактующего идентичность прежде всего как результат участия человека в общественной жизни. На протяжении веков значение общественных факторов в формировании идентичности изменялось. Эти изменения особенно стали заметны в формировании идентичности человека-инвалида.
В настоящее время наблюдается исчезновение универсального типа доминирующей идентичности. Она стала эластичной, переменной, растекающейся, фрагментарной. Такие изменения стали результатом воздействия факторов глобализации, стимулирования потребительского интереса и других социально-культурных изменений. Разнообразие и множество идентификаций ведут к тому, что идентичность становится ситуативной, неоднородной. Это рождает общую нервозность, может способствовать психическим расстройствам, типичным для современной цивилизации. То же отмечается у людей-инвалидов.
Ключевые слова: идентичность, идентификация, инвалид, человек-инвалид, факторы идентификации, модели идентификации.
Жулковска Тереза — доктор социологических наук, профессор, директор Института педагогики Щецинского университета (Польша). Адрес: 71-431, Polska, Szczecin, ul. Ogiсskiego 16/17. Тел.: (8-10-48) (91) 444-37-53. Эл. адрес:
pedagogika@univ.szczecin.pl
Библиограф. описание: Жулковска Т. Некоторые обстоятельства построения идентичности инвалидов // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 89–97. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.8
Дата поступления: 12.12.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность : Лекции по социологии : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 204 с.
Bauman, Z. (1994) Dwa szkice o moralności ponowoczesnej. Warszawa : Instytut Kultury. 88 s. (На польск. яз.).
Bauman, Z. (2000) Ponowoczesność jako źródło cierpień. Warszawa : Wydawnictwo “Sic!”. 389 s. (На польск. яз.).
Bokszański, Z. (1989) Tożsamość, interakcja, grupa — tożsamość jednostki w perspektywie teorii socjologicznej. Łódź : Wyd. Uniwersytetu Łódzkiego. 257 s. (На польск. яз.).
Cencini, A., Manenti, A. (2009) Psychology and formation: Structures and dynamics. Pauline Publications. 470 p.
Drzewiecki, M. (1999) Odpowiedzialna pomoc wychowawcza. Radom : Wydawnictwo “Ave”. 318 s. (На польск. яз.).
Dyczewski, L. (1998) Czіowiek w perspektywie nowoczesnej kultury // Kultura polska w nowej sytuacji historycznej / red. J. Damrosz. Warszawa : Instytut Kultury. S. 24–38. (На польск. яз.).
Foucault, M. (1998) Nadzorować i karać. Narodziny więzienia. Warszawa : Wydawnictwo Fundacji Aletheia. 383 s. (На польск. яз.).
Foucault, M. (2000) Historia seksualności. Warszawa : Czytelnik. 612 s. (На польск. яз.).
Fukuyama, F. (1992) The end of history and the last man. N. Y. : Free Press ; Toronto : Maxwell Macmillan Canada ; N. Y. : Maxwell Macmillan International. xxiii, 418 p.
Goffman, E. (2000) Człowiek w teatrze życia codziennego. Warszawa : Wydaw. KR. 286 s. (На польск. яз.).
Jarymowicz, M. (1985) Spostrzeganie samego siebie: Porównanie “Ja” — “Inni” // Psychologia spostrzegania społecznego / red. M. Lewicka, J. Trzebiński. Warszawa : Książka i Wiedza. S. 235–252. (На польск. яз.).
Jedlicki, J. (1998) Umarły etos // Przegląd Tygodniowy. 15.04. (На польск. яз.).
Kozielecki, J. (1986) Psychologiczna teoria samowiedzy. Warszawa : PWN. 478 s. (На польск. яз.).
Krzysztofek, K. (1997) Audiowizualna kontrkultura? // Kultura i sztuka u progu XXI w. / red. S. Krzemień-Ojak. Białystok : “Trans Humana” Wydawnictwo Uniwersyteckie. 315 s. S. 11–31. (На польск. яз.).
Melosik, Z., Szkudlarek, T. (1998) Kultura, tożsamość, edukacja. Migotanie znaczeń. Kraków : Impuls. 111 s. (На польск. яз.).
Miluska, J. (1996) Tożsamość kobiet i mężczyzn w cyklu życia. Poznań : WN UAM. 301 s. (На польск. яз.).
Oleszkowicz, A. (1995) Kryzys młodzieńczy — istota i przebieg. Wrocław : Wydawnictwo Uniwersytetu Wrocławskiego. 118 s. (На польск. яз.).
Parsons, T. (1972) Szkice z teorii socjologicznej. Warszawa : PWN. lxi, 590 s. (На польск. яз.).
Parsons, T., Smelser, N. J. (1975) Funkcjonalne zróżnicowanie społeczeństwa // Elementy teorii socjologicznych, materiały do dziejów współczesnej socjologii zachodniej / ed. by W. Dereczyński, A. Jasińska-Kania, J. Szacki. Warszawa : PWN. S. 219–240. (На польск. яз.).
Shusterman, R. (1996) Sztuka życia a etyka postmodernistyczna // Kultura Współczesna. № 3–4. S. 26–54. (На польск. яз.).
Sztompka, P. (2005) Socjologia zmian społecznych. Kraków : Wyd. Znak. 323 s. (На польск. яз.).
Szwed, R. (1999) Ontologiczne podstawy koncepcji tożsamości // Studia Socjologiczne. № 3. S. 145–164. (На польск. яз.).
Żółkowska, T. (2008) Historia pedagogiki niepełnosprawnych intelektualnie (рукопись). Szczecin. (На польск. яз.).
Życiński, J. (1998) Cogito ergo sum // Rzeczpospolita, Dodatek “Plus-Minus”, 17–18.10. (На польск. яз.).
|