Завьялова Н. А. Культурные коммуникативные универсалии как современный этап развития культуры
(Уральский государственный университет путей сообщения)
Аннотация ♦ Статья посвящена анализу развития современной культуры в условиях массовой коммуникации. Выделяются универсалии культурных коммуникаций, востребованные виртуальной коммуникативной средой. На примере культурно-коммуникативных формул (ККФ) автор доказывает важность данного феномена для анализа культурогенеза.
Базовые методы исследования можно охарактеризовать как кросскультурный анализ и философскую рефлексию коммуникативных процессов повседневности. Социокультурная динамика анализируется в русле тезаурусного подхода Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова, а также в рамках коммуникативных концепций Дж. Александера, Н. Лумана.
Анализу подвергаются ККФ на русском, украинском и английском языках. Наряду с признанными артефактами, обладающими официальным статусом произведений искусства и культуры, устойчивые языковые формы духовной культуры претендуют на аналогичный статус культурного феномена, чья духовная составляющая обусловлена функцией трансляции знаний, понимания и умений от одного поколения к другому, а социальная — трансляцией норм, обеспечивающих устойчивое развитие общества.
Отмечается, что ККФ нередко довольно объективно отражают общественные отношения. Социальная направленность анализируемых выражений указывает на необходимость всестороннего обсуждения данных явлений. ККФ «сланцевая революция», «Крым наш», «холодная война» репрезентируют градус общественного мнения. В силу своего ретроспективного характера данные выражения выделяют смыслы, релевантные для того или иного социокультурного кода в настоящем, исходя из опыта прошлого. Являясь частью социальной интеракции, ККФ активно вовлечены в сложные процессы инкультурации и социализации. В условиях возросшей роли электронных средств коммуникации, а также находясь под влиянием новейших культурных тенденций, трансформированные ККФ представляют собой образцы постмодернистских культурных паттернов, представляющих особую значимость для изучения социокультурной динамики.
Завьялова Наталья Алексеевна — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Уральского государственного университета путей сообщения. Адрес: 620143, Россия, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 66. Тел.: +7 (343) 221-24-30. Эл. адрес:
n.zavzav@gmail.com
Библиограф. описание: Завьялова Н. А. Культурные коммуникативные универсалии как современный этап развития культуры // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 77–88. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.7
Александер, Дж. С. (2007) Аналитические дебаты: понимание относительной автономии культуры // Социологическое обозрение. Т. 6. № 1. С. 17–37.
Амзин, А. (2013) Пять ошибок интернет-СМИ [Электронный ресурс] // Алекс и Алекс. Консталтинг, медиаисследования, факты и цифры. URL: http://research.alex-alex.ru/post/18306114639 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.02.2014).
Григорова, Д. (2015) Похороны лита: Литва привыкает быть с евро и в горе, и в радости [Электронный ресурс] // Вести.Ru. 2 января. URL: www.vesti.ru/doc.html?id=2246655 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 3.01.2015).
Завьялова, Н. А. (2014) Культурогенез сквозь призму глобальной коммуникации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 3. С. 363–365.
Зиммель, Г. (1996) О сущности культуры / пер. А. М. Руткевича // Зиммель Г. Избранное : в 2 т. М. : Юрист. Т. 1. Философия культуры. 671 с. С. 475–482.
История русских медиа 1989–2011. Версия «Афиши» (2011) / вып. ред. П. Фаворов. М. : Индастриз. 320 с.
Филмер, П. (1978) Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля // Новые направления в социологической теории / общ. ред. Г. В. Осипова. М. : Прогресс. 392 с. С. 328–375.
Флиер, А. Я. (2013) Культурные роли в процессах социального действия // Вопросы культурологии. № 1. С. 12–19.
Флиер, А. Я. (2014) Три культурные стратегии межнациональных коммуникаций в полиэтническом обществе [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 4 (июль — август). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2014/4/Flier_Three-Cultural-Strategies/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 1.01.2015).
Чалдини, Р. (2014) Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. 5-е изд. СПб. : Питер. 336 с.