Аннотация ♦ Статья посвящена проблеме сценичности драматургии А. С. Пушкина в связи с постановкой аналогичной проблемы в творчестве У. Шекспира. Автор дает краткую характеристику елизаветинскому театру и его влиянию на эволюцию европейской драматургии. Несмотря на то, что у Пушкина-драматурга не было театрального опыта Шекспира, русский поэт смело экспериментировал с драматическими формами и, как представляется, осознавал, что драматургическая интерпретация его произведений требует выразительных средств и технических возможностей, которых не было в современном ему театре. Драматургия и инсценировки Пушкина требовали создания нового театра.
Теоретически и методологически статья основана на сравнительном и тезаурусном подходах в гуманитарном знании.
Ключевые слова: сценичность, драматургия, У. Шекспир, А. С. Пушкин, елизаветинский театр, тезаурусный подход
Захаров Николай Владимирович — кандидат филологических наук, доктор философии (Ph.D.), директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, ученый секретарь Шекспировской комиссии РАН. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: nikoltine@yandex.ru
Библиограф. описание: Захаров Н. В. Проблема сценичности драматургии Шекспира и Пушкина // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 359–384. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.36
Аксенов, И. А. (1938) Елизаветинцы: статьи и переводы. М. : Художественная литература. 719 с.
Алексеев, М. П. (1972) Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л. : Наука. 616 c.
Аникст, А. А. (1965) Театр эпохи Шекспира. М. : Искусство. 328 c.
Аникст, А. А. (1972) Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М. : Наука. 643 c.
Арденс, Н. Н. (1939) Драматургия и театр А. С. Пушкина. М. : Советский писатель. 284 с.
Бартошевич, А. В. (2006) Книга о великом театре // Аникст A. A. Театр эпохи Шекспира. М. : Дрофа. 288 с. С. 4–11.
Беленький, И. В. (2004) Лекции по всеобщей истории кино: Годы беззвучия : в 3 книгах / отв. ред. Вл. А. Луков. 3-е изд. М. : ГИТР. Кн. 1. 182 с.
Бонди, С. М. (1941) Драматургия Пушкина и русская драматургия XIX в. // Пушкин — родоначальник новой русской литературы : сб. научно-исследовательских работ. М. ; Л. : Изд-во АН СССР. 607 с. С. 365–436.
Бонди, С. М. (1983) О Пушкине: Статьи и исследования. 2-е изд. М. : Художественная литература. 476 с.
Бояджиев, Г. Н. (1973) Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. Л. : Искусство. 489 с.
Варшер, С. Э. (1912) День в английском театре времен Шекспира // Шекспир В. Собрание сочинений : в 3-х т. / под ред. А. Е. Грузинского. М. : Типография т-ва А. А. Левенсон. Т. 1. 362 с.
Верховский, Н. П. (1937) Западноевропейская историческая драма и «Борис Годунов» Пушкина // Западный сборник. Т. I. / под ред. В. М. Жирмунского. М. ; Л. : Изд–во АН СССР. С. 187–226.
Вершинин, И. В. (2003) Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры : дис. … д-ра филол. н. Самара. 407 с.
Вершинин, И. В. (2011) Труды по изучению предромантизма и романтизма. Самара ; М. : ПГСГА ; Социум. 672 с.
Винокур, Г. О. (1999) Комментарии к «Борису Годунову» А. С. Пушкина. М. : Лабиринт, Брандес. 416 c.
Винокур, Г. О. (1935) Комментарий к «Борису Годунову» // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений : в 9 томах. Л. : Изд-во АН СССР. Т. VII. 724 с. С. 385–505.
Гайдин, Б. Н. (2009а) Вечные образы в системе констант культуры // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 224–230.
Гайдин, Б. Н. (2009b) Вечные образы как константы культуры (интерпретация «гамлетовского вопроса») : дис. ... канд. филос. наук. М. 194 с.
Гайдин, Б. Н. (2011) Вечные образы как константы культуры: тезаурусный анализ «гамлетовского вопроса» : монография. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing. 212 с.
Горбунов, А. Н. (1986) Драматургия младших современников Шекспира // Младшие современники Шекспира / под ред. А. А. Аникста. М. : Изд-во Моск. ун-та. 580 . С. 5–44.
Горбунов, А. Н. (2006) Шекспировские контексты. М. : МедиаМир. 364 с.
Горницкая, Н. С. (1967) Интерпретация пушкинской прозы в киноискусстве // Пушкин: Исследования и материалы. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние. Т. 5. Пушкин и русская культура. 393 с. С. 278–304.
Городецкий, Б. П. (1953) Драматургия Пушкина. М. ; Л. : Изд-во АН СССР. 359 с.
Денисенко, С. В. (2004) Пушкинские сюжеты и тексты на сцене в 1837–1850 гг. // Пушкин: Исследования и материалы / Сборник научных трудов. СПб. : Наука. Т. XVI/XVII. 485 с. С. 352–361.
Денисенко, С. В. (2010) Пушкинские тексты на театральной сцене в XIX веке. СПб. : Нестор-История. 532 с.
Денисенко, С. В. (2008) А. С. Пушкин и театр XIX века. Тверь : Марина. 124 с.
Долинин, А. А. (2001) Пушкин и Англия // Всемирное Слово: Международный журнал. № 14. С. 44–51.
Дурылин, С. Н. (1951) Пушкин на сцене. М. : Изд-во АН СССР. 288 с.
Загорский, М. Б. (1940) Пушкин и театр. М. ; Л. : Искусство. 336 с.
Захаров, Н. В. (2003) Шекспир в творческой эволюции Пушкина. Jyväskylä : Jyväskylä University Printing House. 283 с.
Захаров, Н. В. (2007) Смерть и бессмертие Пушкина // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 53–58.
Захаров, Н. В. (2008) Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ / отв. ред. Вл. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.
Захаров, Н. В. (2014) Шекспиризм в творчестве А. С. Пушкина // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 235–249.
Захаров, Н. В., Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2012) Шекспиросфера [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Вестник Международной академии наук. Русская секция». № 2. URL: http://www.heraldrsias.ru/download/articles/11_Lukov.pdf (дата обращения: 12.03.2014).
Захаров, Н. В., Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Драматургия Пушкина: проблема сценичности // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 183–186.
Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. (2012) Гений на века: Шекспир в европейской культуре. М. : ГИТР. 504 c.
Захарова, О. А. (2009) Шекспир и музыка (К 445-летию со дня рождения У. Шекспира). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 64 с. (Шекспировские штудии XV).
Иванов, М. М. (1899) Пушкин в музыке. Историко-критический очерк. СПБ, тип. А. С. Суворина. 136 с.
Кино: Энциклопедический словарь (1987) / гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. М. : Сов. Энциклопедия. 640 с.
Костина, А. В. (2008a) Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания // Обсерватория культуры. № 5. С. 102–109.
Костина, А. В. (2008b) Книга Вал. А. и Вл. А. Луковых «Тезаурусы» и формирование новой парадигмы гуманитарного знания // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 16 / под ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 82–97.
Ламажаа, Ч. К. (2011) Архаизация общества в период социальных трансформаций (социально-философский анализ тувинского феномена) : дисс. … д-ра филос. н. М. 328 с.
Ламажаа, Ч. К. (2013) Архаизация общества. Тувинский феномен. М. : Книжный дом «Либроком». 272 с.
Левин, Ю. Д. (1974) Некоторые вопросы шекспиризма Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы. Л. : Наука. Т. VII. Пушкин и мировая литература. 276 с. С. 58–85.
Левин, Ю. Д. (1988) Шекспир и русская литература XIX века. Л. : Наука. 327 с.
Лисович, И. И., Макаров, В. С. (2014) Научно-исследовательский проект «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре» // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 264–282.
Лотман, Ю. М. (1995) Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки 1960–1990. «Евгений Онегин». Комментарий. СПб. : Искусство-СПб. 848 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (1990) Концепция курса «Мировая культура». Статья первая: исходя из реальностей // Педагогическое образование. Вып. 2. М. : Прометей. С. 24–31.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (1992а) Концепция курса «Мировая культура». Тезаурологический подход // Педагогическое образование. Вып. 5. М. : Прометей. С. 8–14.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (1992b) Всемирная Детская Энциклопедия «Глобус» : концепция. М. : Педагогика-пресс. 44 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2004) Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 93–100.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013а) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. Ин-та бизнеса. 640 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013b) Пушкин: сцена истории и мифа [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/Lukovs_Pushkin-Stage-History-Myth/ (архивировано в WebCite) (дата обращения: 12.01.2015).
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2014) Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 18–35.
Луков, Вл. А. (2009а) История литературы : Зарубежная литература от истоков до наших дней. 6-е изд. М. : Академия. 512 с.
Луков, Вл. А. (2009b) Экранизации произведений Уильяма Шекспира [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3781.html (архивировано в WebCite) (дата обращения: 12.01.2015).
Луков, Вл. А. (2010) Шекспир на экране: «неошекспиризация» и «неошекспиризм» // Наука телевидения : научный альманах. Вып. 7. М. : ГИТР. С. 318–328.
Луков, Вл. А. (2013a) Театр в первой главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 111–115.
Луков, Вл. А. (2013b) Вольтер в тезаурусах Пушкина и Лермонтова [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/5/Lukov_Voltaire-Pushkin-Lermontov/ (архивировано в WebCite) (дата обращения: 23.04.2014).
Луков, Вл. А. (2013c) Дидро и истоки новой европейской сценичности // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 121–129.
Луков, Вл. А., Захаров, Н. В. (2008) Пушкин и проблема русской всемирности // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 2. С. 60–63.
Макаров, В. С. (2013) Марстон, Джон [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных. Современники Шекспира. Электронное научное издание. URL: http://around-shake.ru/personae/4459.html (дата обращения: 23.04.2014).
Макаров, В. С. (2014) К 450-летнему юбилею Кристофера Марло // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 351–352.
Мейерхольд, В. Э. (1936) Пушкин — режиссер. Доклад, сделанный в Гос. институте искусствоведения // Звезда. № 9. С. 205–211.
Надоумко, Н. (1831) «Борис Годунов». Сочинение А. Пушкина. Беседа старых знакомцев // Телескоп. Ч. 1. № 4. С. 546–574.
Парфенов, А. Т. (1982) Бен Джонсон и его комедия «Вольпоне». М. : Высшая школа. 109 с.
Петров, П. М. (1999) Зимняя спячка драмы: Снова о проблеме сценичности пушкинского «Бориса Годунова» // Пушкинский сборник: Graduate Essays on Slavic Languages and Literatures / ed. by Mark G. Altshuller. Vol. 11–12. Pittsburgh. P. 84–89.
Пуришев, Б. И. (1996) Литература эпохи Возрождения. М. : Высшая школа. 366 с.
Пушкин, А. С. (1962) Собрание сочинений : в 10 т. М. : Государственное издательство художественной литературы. Т. 6. 589 с.
Розанов, М. Н. (1930) Об источнике стихотворения Пушкина «Из Пиндемонте» // Пушкин. Сб. II. Ред. Н. К. Пиксанова. М. ; Л. : ГИЗ. С. 111–142. 230 с.
Ромм, А. С. (1958) Бен Джонсон (1573–1637). Л. ; М. : Искусство. 124 с.
Ронен И. (1997) Смысловой строй трагедии Пушкина «Борис Годунов». М. : ИЦ–Грант. 160 с.
Самарин, Р. М. (1985) Драматургия: (Английская литература XIV—XVI вв.) // История всемирной литературы : в 8 т. М. : Наука. Т. 3. 740 с. С. 307–316.
Смирнов, А. А. (1923) Английский театр в эпоху Шекспира // Очерки по истории европейского театра. Петербург : Academia. 312 с. С. 142–178.
Соломатина, Н. В. (2003) Оскар Уайльд: Создание автомифа и его трансформация в «биографическом жанре» : дис. … канд. филол. н. М. 214 с.
Стороженко, Н. И. (1872) Предшественники Шекспира. Т. I. Лили и Марло. СПб. 294 с.
Уэллс, С. (2002) Шекспировская энциклопедия. М. : Радуга. 270 с.
Черноземова, Е. Н. (2003) Джонсон // Зарубежные писатели : в 2 т. М. : Просвещение. Т. 1. 240 с.
Черноземова, Е. Н., Захаров, Н. В. (2012) Марло // Шекспировские штудии XVIII (1) : Современники Шекспира: избранные характеристики : Ч. 1: разделы 1–3 : сб. науч. трудов. Исследования и материалы научного семинара 23 апреля 2012 года / отв. ред. Н. В. Захаров, Вл. А. Луков, Б. Н. Гайдин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. С. 35–43. 84 с.
Шайтанов, И. О. (2001) История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения : в 2 т. М. : Владос.
Шекспир и русская культура (1965) / под ред. М. П. Алексеева. М. ; Л.
Шекспир, У. (1959) Генрих V / пер. Е. Бируковой // Шекспир У. Полное собрание сочинений : в 8 т. М. : Искусство. Т. 4. 664 с. С. 371–491.
Шекспир, У. (1994) «Гамлет» в русских переводах XIX–XX вв. / пер. А. Кронеберга. М. : Интербук. С. 164-322.
Шоу, Дж. Т. (2002) Поэтика неожиданного у Пушкина. Нерифмованные строки в рифмованной поэзии и рифмованные строки в нерифмованной поэзии / пер. с англ. Т. Скулачевой, М. Гаспарова. М. : Языки славянской культуры. С. 293–335.
Щербакова, М. Н. (1999) Пушкин и современники: Страницы театральной истории. СПб. : Центр истории идей. 165 с.
Baker, G. P. (1913) Dramatic Technique in Marlowe // Essays and Studies by Members of the English Association. Vol. 4. P. 172–182.
Bate, J. (2009) Soul of the Age: A Biography of the Mind of William Shakespeare. New York, Random House. xix, 471 р.
Bentley, G. E. (1941–1968) The Jacobean and Caroline Stage : 7 vols. Oxford : Clarendon Press.
Bethea, D. M. (2001) Pushkin: From Byron to Shakespeare // The Routledge Companion to Russian Literature. Ed. N. Cornwell. London : Routledge. Р. 74–88.
Briggs, A. D. P. (1983) Alexander Pushkin. A Critical Study. L. ; Canberra : Croom Helm ; Totowa, NJ : Barnes & Noble Books. 257 p.
Brody, E. C. (1977) Pushkin’s «Boris Godunov»: The First Modern Russian Historical Drama // The Modern Language Review. Vol. 72. № 4. Р. 857–875.
Buhler, S. M. (2002) Shakespeare in the Cinema: Ocular Proof. Albany : State University of N. Y. Press. xii, 213 p.
Burnett, M. T. (2012) Filming Shakespeare in the Global Marketplace. Basingstoke : Palgrave Macmillan. xvii, 227 p.
Burnett, M. T., Wray, R. (2006) Screening Shakespeare in the Twenty-first Century. Edinburgh : Edinburgh University Press. iv, 218 p.
Chambers, E. K. (1923) The Elizabethan Stage : 4 vols. Oxford : Clarendon Press.
Gibian, G. (1950) Pushkin’s Parody on the Rape of Lucrece // Shakespeare Quarterly. Т. 1. № 4. Р. 264–266.
Gibian, G. (1951) Measure for Measure and Pushkin’s Angelo // Publications of the Modem Language Association of America. Vol. 66, № 4. Р. 426–431.
Gifford, H. (1947) Shakespearean elements in «Boris Godunov» // Slavonic and East European review. Vol. XXVI. № 66. Р. 152–160.
Greenblatt, S. (2004) Will in the World: How Shakespeare Became Shakes-peare. New York, W. W. Norton. 430 p.
Hattaway, M. (1982) Elizabethan Popular Theatre. London: Routledge. 220 p.
Henslowe’s Diary (2002) Ed. by R. A. Foakes. 2ndedition. Cambridge: Cambridge University Press. 368 p.
Herford, C. H. (1925) A Russian Shakespearean // Bulletin of John Rylands Library, v. IX, № 2. Р. 453–480.
Honan, P. (1999) Shakespeare: A Life. Oxford : Oxford University Press. xvi, 479 p.
Hopkins, L. (2008) Christopher Marlowe: Renaissance Dramatist / ed. by S. McEvoy. Edinburgh University Press. 192 p.
Karlinsky, S. (1985) Russian Drama from its Beginnings to the Age of Pushkin. : University of California Press. 357 p.
Knights, J. C. (1962) Drama and Society in the Age of Jonson. Harmondsworth : Penguin.
Lavrin, J. (1947) Puskin and Russian Literature. London. 226 pp. Р. 140–160.
Leggatt, A. (1980) Shakespeare and the Theory of Comedy // Shakespeare Quarterly. Vol. 31. # 3. P. 449–452.
Maloff, N. (1975) Pushkin’s dramas in Russian music. : University of Pittsburgh. 534 p.
Marston, J. (1964). The Malcontent. Ed. by M. L. Wine. Regents Renaissance Drama Series. Lincoln, Nebraska. 88 p. P. 4.
Murphy, A. (2011) “She troubles me like a passion”: Shakespearean Echoes in Pushkin’s Marina Mniszek // Pushkin Review. Vol. 14. № 1. Р. 119–145.
Nungezer, E. (1929) A Dictionary of Actors and of Other Persons Associated with the Public Representation of Plays in England Before 1642. Ithaca ; N. Y. : Cornell University Press ; L. : H. Milford ; Oxford University Press. 438 p.
O’Neil, C. (2003) With Shakespeare’s Eyes: Pushkin’s Creative Appropriation of Shakespeare. Newark, Del. : University of Delaware Press. 198 р.
Shakespeare on Film (1998) / ed. by R. Shaughnessy. Basingstoke ; N. Y. : Palgrave. xi, 206 p.
Shapiro, J. (2005) 1599: A Year in the Life of William Shakespeare. London, Faber and Faber. xxiv, 429 p.
Shaw, J. T (1993) Romeo and Juliet and «Mniszek's sonnet» [Text] // Shaw J. T. Pushkin's Poetics of the Unexpected: The nonrhymed lines in the rhymed poetry and the rhymed lines in the nonrhymed poetry. Columbus (Oh.). P. 191–219.
Shervinsky, S. V. (1972) Stage Directions in Pushkin’s Boris Godunov // Russian Studies in Literature. Vol. 8. № 2. С. 141–158.
Stöcl, E. (1974) Puškin und die Musik: (Mit einer annotierenden Bibliogr. der Puškin: Vertonungen, 1815–1965). Leipzig. P. 155–417.
Stribrny, Z. (2000) Shakespeare and Eastern Europe. Oxford : Oxford University Press. 161 p. P. 35–43.
The Age of Shakespeare (1956) / ed. by B. Ford. L. ; Harmondsworth : Penguin. (The New Pelican Guide to English Literature, vol. 2.). 576 p.
Tomlinson, T. B. (1964) A Study of Elizabethan and Jacobean Tragedy. Cambridge : Cambridge University Press. 308 p.
Verity, A. W. (1886) The Influence of Christopher Marlowe on Shakespeare’s Earlier Style. Cambridge : Macmillan and Bowes.
Wiggins, K. C. (2011) The Drama in Disguise: Dramatic Modes of Narration and Textual Structure in the Mid-Nineteenth-Century Russian Novel : diss. … Doctor of Philosophy. Berkeley, CA : University of California.