Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2015 / №1
Позняков В. П., Тихомирова С. В. Интерактивная информационно-исследовательская база данных «Социальная психология российского предпринимательства»
(Московский гуманитарный университет, Институт психологии РАН, Институт психологии РАН)
Аннотация ♦ В статье представлены итоги и перспективы работы над проектом создания новой версии информационно-исследовательской базы данных «Социальная психология российского предпринимательства». Целью его является разработка и развитие возобновляемой интерактивной одноименной информационной системы, которая уже была создана в 2012 г. авторским коллективом. В ней был опубликован обширный материал, полученный в результате многолетних исследований группы ученых Института психологии РАН и Московского гуманитарного университета по единой программе в ряде регионов России.
Необходимость разработки новой версии информационной системы связана с выявлением новых научных потребностей профессионального сообщества в ходе эксплуатации базы. Выяснилось, что предложенная систематизация эмпирических данных и форма их представления понятны специалистам. Для студентов и непрофильных аспирантов эмпирические данные также представляют интерес, но использование описанных методик и размещенных массивов данных представляет для них определенную трудность. Для решения данной проблемы и предлагается новая версия информационной системы, которая представляет не только «сырые» данные и методики их обработки, но и обработанные специалистами и визуализированные результаты выполненных исследований с их интерпретацией.
Новым исследователям будет предоставлена возможность не только обрабатывать имеющиеся данные, но и размещать результаты своих научных изысканий по теме, причем в виде не только научной статьи с результатами и выводами, но и в виде промежуточных результатов на разных стадиях обработки и визуализации, а также формулировать новые исследовательские задачи и гипотезы, которые неизбежно возникают при работе с эмпирическими массивами.
Таким образом, новая версия информационной системы будет аккумулировать и представлять не только числовые стандартизованные по методикам ряды данных, но и опыт их научной обработки и интерпретации. В такой форме база данных по предпринимательству может вызвать интерес и у нового сегмента пользователей — госслужащих, руководителей и специалистов, аналитиков и практиков государственного управления, интересующихся проблемами современного российского предпринимательства.
Ключевые слова: информационно-исследовательская база данных, интерактивная база данных, база знаний, обработка данных, визуализация данных, социальная психология, российские предприниматели
Позняков Владимир Петрович — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: pozn_v@mail.ru
Тихомирова Светлана Витальевна — кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. Адрес: 129366, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел.: +7 (495) 682-54-40. Эл. адрес: sti@ipras.ru
Библиограф. описание: Позняков, В. П., Тихомирова, С. В. Интерактивная информационно-исследовательская база данных «Социальная психология российского предпринимательства» // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 206–212. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.19
Дата поступления: 12.12.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1995) Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : Изд-во Института психологии РАН. 58 с.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М. : Изд-во Института психологии РАН. 480 с.
Купрейченко, А. Б., Журавлев, А. Л. (1999) Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с. С. 89–109.
Позняков, В. П. (1992) Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. № 4–5. C. 14–17.
Позняков, В. П. (1999) Региональные особенности психологических отношений российских предпринимателей к своей деятельности // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с. С. 68–89.
Позняков, В. П. (2001) Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Изд-во Института психологии РАН. 240 с.
Позняков, В. П. (2014) Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиций концепции психологических отношений // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 267–275.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2011) Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 100–103.
Позняков, В. П., Груздева, Е. А. (2013) Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 226–234.
Позняков, В. П., Познякова, Н. Н., Тихомирова, С. В. (2012) Социальная психология российского предпринимательства. Разработка информационно-исследовательской базы данных // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 227–233.
Позняков, В. П., Титова, О. И. (2005) Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности // Проблемы экономической психологии : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Изд-во Института психологии РАН. Т. 2. 644 с. С. 181–204.
Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства (1999) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с.
Социальная психология (2002) : учеб. пособие для вузов / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Пер Сэ. 351 с.
|