Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2015 / №1
Кузнецова А. И. Представления студентов-экономистов о партнере по деловому взаимодействию
(Московский гуманитарный университет)
Аннотация ♦ Исследование посвящено проблеме образов-представлений, которые могут играть важнейшую роль во взаимоотношениях людей. Особую актуальность данная проблема приобретает в сфере делового взаимодействия, когда от меры искажения образа другого человека зависит результат и эффективность делового партнерства, бизнеса.
Проблема изучения процесса психического отражения, а также содержания и структуры образов-представлений достаточно изучена российскими психологами. Но есть пробелы в изучении представлений о партнере по деловому взаимодействию у будущих специалистов.
Для определения степени готовности к деловому партнерству важно исследовать представление студентов о явлении делового партнерства в целом и о том, какими качествами и компетенциями, по мнению студентов, должен обладать деловой партнер, а также какой стиль поведения, наиболее эффективен при общении с партнерами. С этой целью в 2013–2014 гг. автором статьи было проведено исследование представлений студентов-экономистов о партнере по деловому взаимодействию среди учащихся 1, 3, 5 курсов, магистрантов экономического факультета одного из вузов Санкт-Петербурга. Методами исследования было анкетирование. Обработка анкет осуществлялась с помощью различных методов статистической обработки данных.
Анализ полученных результатов показал, что существуют определенные различия в содержании представлений студентов-экономистов о партнере по деловому взаимодействию, связанные с половой принадлежностью и продолжительностью обучения. Основные различия в представлении о партнере по деловому взаимодействию у юношей и девушек наблюдаются в отношении идеального партнера. Основные изменения в представлениях студентов-экономистов о партнере по деловому взаимодействию происходят в середине их обучения, примерно на 3-м курсе.
Отмечено, что представление студентов первого курса о типичном партнере по деловому взаимодействию имеет более негативное содержание, чем в представлении студентов старших курсов. Представление же об идеальном партнере у студентов всех курсов имеет более позитивное содержание, чем представление о типичном партнере, и в большой степени сохраняется на протяжении всего процесса их обучения.
Полученные результаты имеют важное практическое значение. Они могут быть использованы при разработке программы учебного курса, направленного на формирование у студентов определенного образа типичного и идеального партнера, и выборе своей стратегии поведения
Ключевые слова: деловое партнерство, представление, терминальный образ, партнер по взаимодействию, студенты-экономисты
Кузнецова Арина Игоревна — магистр психологии, аспирант кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес kuz-arina@yandex.ru. Научный руководитель — д-р психол. наук, проф. А. А. Грачев.
Библиограф. описание: Кузнецова А. И. Представления студентов-экономистов о партнере по деловому взаимодействию // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 319–329. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.32
Дата поступления: 10.12.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев, Б. Г. (1996) Психология и проблемы человекознания. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК». 384 с.
Андреева, Г. М. (2004) Социальная психология : учеб. пособие. М. : Аспект Пресс. 365 с.
Бодалев, А. А. (1982) Восприятие и понимание человека человеком. М. : Изд-во Московского ун-та. 200 с.
Бодалев, А. А. (2006) Познание человека человеком. Возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты. СПб. : Речь. 324 с.
Вавакина, Т. С., Позняков, В. П. (2013) Образ делового партнера в представлениях российских предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 217–224.
Гостев, А. А. (2007) Психология вторичного образа. М. : Институт психологии РАН. 512 с.
Грачев, А. А. (2008) Психологическое проектирование производственной организации. СПб. : Ин-т практической психологии. 187 с.
Грачев, А. А. (2013) Терминальный образ в психологическом проектировании организации // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 235–243.
Грачев, А. А., Кузнецова, А. И. (2014) Мотивационные характеристики в представлении о партнере по деловому взаимодействию у студентов-экономистов // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 269–277.
Емельянова, Т. П. (2006) Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН. 400 с.
Кукосян, О. Г. (1981) Профессия и познание людей. Ростов н/Д : Изд-во Ростовского ун-та. 158 с.
Лурия, А. Р. (2006) Лекции по общей психологии. СПб. : Питер. 320 с.
Московичи, С. (1995a) Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. Т. 16. № 1. С. 3–18.
Московичи, С. (1995b) Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. Т. 16. № 2. С. 3–14.
Панферов, В. Н (2002) Психология человека. СПб. : Изд-во В. А. Михайлова. 252 с.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2009) Деловое партнерство как одна из форм деловой активности предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 36–43.
Рубинштейн, С. Л. (2003) Основы общей психологии. СПб. : Питер. 720 с.
Смирнов, С. Д. (1985) Психология образа: проблемы активности психического отражения. М. : Изд-во МГУ. 231 с.
|