Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2015 / №1
Бурас А. У истоков русского авангарда: общая теория творчества в трудах П. К. Энгельмейера
(Московский архитектурный институт)
Аннотация ♦ В 1920-х годах деятелями советского левого искусства была предпринята попытка оформить свои взгляды на сущность изобразительного искусства созданием новой теории искусств. Статья исследует происхождение понятий, положенных в основу концепции художественной культуры, а именно то влияние, которое на нее оказали теоретические разработки П. К. Энгельмейера (1855–1943), инженера-механика, философа техники.
В своих трудах Энгельмейер анализирует творческий процесс в области техники, устанавливает общность творческих процессов в области искусства, науки, религии и обыденной жизни. Таким образом, он выявляет общие элементы, которые составляют творческий процесс человеческой деятельности, это мастерство, новизна, материальность, объективность, экономия и активизм. Кульминацией его теоретической мысли является трехактная теория изобретательской деятельности: любое изобретение является результатом желания (интуиции), знания (рассуждения) и умения (рутины).
Особого внимания заслуживает его теория творчества, для которой он придумал новую философскую дисциплину и назвал ее специальным термином — эврологией. Его теория творческого процесса и техники легла в основу теории и практики русского авангарда.
Большое значение теоретических изысканий П. К. Энгельмейера для развития культурологических построений теоретиков и практиков русского авангарда, несомненно. Изобретательность, мастерство, материальность, научная объективность, экономия и активизм — эти понятия стали стержневыми в разработке новой, авангардной, теории искусства под названием «художественная культура».
Ключевые слова: П. К. Энгельмейер, авангард, теория творчества, технология, теория искусств, эврология, активизм, художественная культура.
Бурас Александрос — аспирант кафедры истории архитектуры и градостроительства Московского архитектурного института. Адрес: 107031, Российская Федерация, Москва, ул. Рождественка, д. 11/4, корп. 1, стр. 4. Тел.: +7 (495) 621-51-90. Эл. адрес: alexbouras@yahoo.com. Научный руководитель — д-р искусствоведения, проф. Д. О. Швидковский.
Библиограф. описание: Бурас А. У истоков русского авангарда: общая теория творчества в трудах П. К. Энгельмейера // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 335–343. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.34
Дата поступления: 12.10.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Берлев, В. П. (2009) Проблема инженерно-технического творчества в теории П. К. Энгельмейера // Научный вестник МГТУ ГА. № 142. С. 108–112.
Горохов, В. Г. (2010) Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX — начале XX столетия. М. : Логос. 376 с.
Емельянов, Б. В., Петрович, Г. П. (2004) Петр Энгельмейер: философия техники и творчества : биография отдельного лица. Екатеринбург : Изд-во Уральск. ун-та. 164 с.
Кандинский, В. (1920) Музей живописной культуры // Художественная жизнь. № 2. С. 18–20.
Кочергин, А. Н. (2009) Научное творчество как объект исследования // Научный вестник МГТУ ГА. № 142. С. 47–55.
Марков, Б. В. (1929) В «философии» ли дело? Ответ на статью тов. Энгельмейера «Нужна ли нам философия техники?» // Инженерный труд. № 2. С. 40–42.
Мах, Э. (1908) Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М. : Скирмунт. 308 с.
Рыбас, А. Е. (2014) Идеи К. Ф. Жакова и П. К. Энгельмейера в контексте философии русского позитивизма // Вестник СПбГУ. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. № 2. С. 31–38.
Энгельмейер, П. К. (1898) Технический итог XIX в. М. : Тип. К. А. Казначеева. 107 с.
Энгельмейер, П. К. (1900) Техника как искусство // Научное обозрение. № 8. С. 1364–1378.
Энгельмейер, П. К. (1910) Теория творчества. СПб. : Образование. 208 с.
Энгельмейер, П. К. (1912) Философия техники. Вып. 1. М. : Левенсон. 167 с.
Энгельмейер, П. К. (1914) Эврология, или Всеобщая теория творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 5 / под. ред. Б. А. Лезина. Харьков. С. 131–160.
Энгельмейер, П. К. (1916) Эврология, или Всеобщая теория творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 7 / под. ред. Б. А. Лезина. Харьков. С. 76–108.
Mach, E. (1900) Die Principien der Wärmelehre. Historisch-kritisch entwickelt. Leipzig, Barth. xii, 484 p.
|