Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2014 / №4
Вострова Г. А. Неантизирующая способность сознания в феноменологии творчества раннего Сартра
В данной научной работе использованы результаты проекта 56, выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 г.
(Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва)
Аннотация ♦ Философский интерес Ж.-П. Сартра начинается с проблемы воображения — проблемы, теоретическим основанием которой является учение о негативности сознания, наиболее адекватно и продуктивно воплощающееся прежде всего в художественном творчестве. В работах раннего периода творческое воображение исследуется и определяется с помощью сартровского неологизма «неантизация» (néantisation). Именно момент отрицания, выражающийся в неантизирующей способности воображающего сознания, признается источником и основанием прекрасного как ценности ирреального мира.
Воображение согласно концепции Сартра («образный акт есть инверсия реализующего акта») не только не связано с отражением реальности, но, напротив, не имеет с ним ничего общего: воображающая установка сознания возникает лишь при условии «обращения в небытие» реального мира, другими словами, художественное творчество начинается с феноменологического ничтожения мира отвращающимся от него сознанием. В этой связи, с одной стороны, создание произведений искусства как эстетических объектов оказывается наиболее конструктивным родом деятельности, так как объектом неантизации является мир как тотальность. С другой стороны, доводя эту негативность до предельной возможности в воссоздании археологических жизнеописаний «про́клятых поэтов», Сартр разрабатывает теорию творчества в круге несвободы.
В статье ставится задача анализа творческой конструктивности акта воображения как существенного и трансцендентального условия сознания в феноменологии творчества раннего Сартра; обнаружения историко-философских предпосылок обозначенной позиции (в частности, точки зрения А. Шопенгауэра в трактовке способности эстетического созерцания), выявления аналогий намеченного подхода в теории искусства XX в. (речь идет о принципе преображения Н. Евреинова).
Ключевые слова: Ж.-П. Сартр, творчество, свобода, отрицание, воображение, воображаемое, неантизация, преображение, А. Шопенгауэр, Н. Евреинов.
Вострова Галина Александровна — кандидат философских наук, доцент кафедры наук о культуре Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. Тел.: +7 (495) 772-95-90, вн. 22694. Эл. адрес:
galinus@gmail.com
Библиограф. описание: Вострова Г. А. Неантизирующая способность сознания в феноменологии творчества раннего Сартра // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 63–71.
Дата поступления: 30.08.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Батай, Ж. (1994) Литература и зло. М. : МГУ. 166 с.
Евреинов, Н. Н. (2002) Демон театральности. М. ; СПб. : Летний сад. 534 c.
Евреинов, Н. Н. (2012) Откровение искусства. СПб. : Изд. дом «Мiръ». 776 c.
Исаев, С. А. (2000) Нежный // Жене Ж. Строгий надзор. М. : ГИТИС. 476 c. C. 7–22.
Казанский, Б. В. (1925) Метод театра (анализ системы Н. Н. Евреинова). Л. : Academia. 172 с.
Кожев, А. (2006) Атеизм и другие работы. М. : Праксис. 512 с.
Магун, А. В. (2006) К проблеме Ничто у Хайдеггера и Сартра // Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике : Мат. межд. конф. в С.-Петербурге 8–9 июня 2005 г. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 240 c. C. 124–133.
Сартр, Ж.-П. (2000) Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М. : Республика. 639 c.
Сартр, Ж.-П. (2001) Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб. : Наука. 319 c.
Сартр, Ж.-П. (2008) Очерк теории эмоций // Психология эмоций. Хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. СПб. : Питер. 496 с. C. 176–196.
Слинин, Я. А. (2001) На подступах к экзистенциализму: Размышления Ж.-П. Сартра о воображении и воображаемом // Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб. : Наука. 319 с. C. 5–48.
Шопенгауэр, А. (1992) Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собр. соч : в 5 т. М. : Московский клуб. Т. 1. 395 c. С. 37–378.
Шопенгауэр, А. (1999) Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Соч. : в 2 т. Минск : Попурри. Т. 2. 832 c. С. 3–812.
Sartre, J.-P. (1936a) La transcendance de l’Ego: esquisse d'une description phénoménologique // Recherches philosophiques. Vol. 6. P. 85–123.
Sartre, J.-P. (1936b) L’imagination. Paris : Alcan. 162 p.
Sartre, J.-P. (1939) Esquisse d’une théorie des émotions. Paris : Hermann. 52 p.
Sartre, J.-P. (1940) L’imaginaire. L’imaginaire: Psychologie phénoménologique de l’imagination. Paris : Gallimard. 373 p.
Sartre, J.-P. (2012) L’imagination. Paris: PUF. 139 p.
|