Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №4

Урекешова Л. О формировании экологического самосознания личности в процессе школьного образования (на примере Республики Казахстан)

(Московский гуманитарный университет)

Аннотация ♦ В статье обосновывается актуальность формирования экологического самосознания как компоненты экологической культуры личности и регулятора экологически релевантного поведения человека. Проблема рассматривается на примере экологической политики Республики Казахстан.

Экологический кодекс Республики Казахстан определяет воспитание активной гражданской позиции к сохранению природы и бережного отношения к природным богатствам в качестве одной из приоритетных задач воспитания в организациях образования, в том числе школе, актуализируется необходимость поиска новых технологий, методов и средств достижения желаемых результатов.

Наряду с нормативно-правовой регламентацией, просветительской деятельностью государства, устоявшимися социальными нормами, на выбор индивидуальной модели поведения оказывает влияние внутренняя позиция личности, ответственность, активность и осознанность деятельности, понимание человеком своего места в мире, своей глубокой взаимосвязи с окружающей средой. Экологическое самосознание обеспечивает рефлексивную и ответственную позицию человека в его взаимоотношениях с окружающим миром, основанную на рациональном знании, эмоциональном отношении и саморегуляции экологического поведения. Формирование экологического самосознания начинается с раннего детства, но особую актуальность воспитательные усилия приобретают в младшем подростковом возрасте.

Наибольшим потенциалом в формировании знаний о природе, окружающем мире и человеке в нем имеет цикл естественно-научных дисциплин школы, включающий географию и биологию. Каждая из этих дисциплин формирует свой специфический взгляд на человека и окружающую действительность. Начало их преподавания (6-й класс школы) приходится на период, наиболее сензитивный с точки зрения формирования экологического самосознания личности.

Ключевые слова: экологически релевантное поведение, экологическое сознание, экологическое самосознание, экологическая культура, Республика Казахстан.


Урекешова Лариса — аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: Kuan-01@yandex.ru. Научный руководитель — д-р пед. наук, проф. В. А. Ситаров.

Скачать

Библиограф. описание: Урекешова Л. О формировании экологического самосознания личности в процессе школьного образования (на примере Республики Казахстан) // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 303–308.

Дата поступления: 30.08.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.kz [архивировано в WebCite] (дата обращения: 5.08.2014).

Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 г. № 212-III «Экологический кодекс Республики Казахстан» [Электронный ресурс] // «Юрист» — комплекс правовой информации (законодательство) Республики Казахстан. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30085593 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 5.08.2014).

Гирусов, Э. В. (1983) Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М. : Наука. 352 с. С. 105–120.

Кряж, И. В. (2013) Психология смысловой регуляции экологически релевантного поведения : дис. … д-ра психол. наук. Харьков. 435 c.

Медведев, В. И., Алдашева, А. А. (2001) Экологическое сознание. 2-е изд., доп. М. : Логос. 384 с.

Ситаров, В. А., Маралов, В. Г. (1987) Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности. М. : МГПИ им. В. И. Ленина. 93 с.

Скребец, В. А. (1998) Экологическая психология : учеб. пособие. Киев : МАУП. 144 с.

Смолова, Л. В. (2010) Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). СПб. : Санкт-Петербургский гос. ин-т психологии и социальной работы. 711 с.

Спиркин, А. Г. (1972) Сознание и самосознание. М. : Политиздат. 303 с.

Урекешова, Л. (2013) Роль географии в развитии экологического сознания школьников // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 287–290.

Чеснокова, И. И. (1977) Проблема самосознания в психологии. М. : Наука. 144 с.

Шмелева, И. А. (2006) Психология экологического сознания. СПб. : Изд-во СПбГУ. 208 с.

Ясвин, В. А. (2000) Психология отношения к природе. М. : Смысл. 456 с.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»