Аннотация ♦ В статье обосновывается актуальность формирования экологического самосознания как компоненты экологической культуры личности и регулятора экологически релевантного поведения человека. Проблема рассматривается на примере экологической политики Республики Казахстан.
Экологический кодекс Республики Казахстан определяет воспитание активной гражданской позиции к сохранению природы и бережного отношения к природным богатствам в качестве одной из приоритетных задач воспитания в организациях образования, в том числе школе, актуализируется необходимость поиска новых технологий, методов и средств достижения желаемых результатов.
Наряду с нормативно-правовой регламентацией, просветительской деятельностью государства, устоявшимися социальными нормами, на выбор индивидуальной модели поведения оказывает влияние внутренняя позиция личности, ответственность, активность и осознанность деятельности, понимание человеком своего места в мире, своей глубокой взаимосвязи с окружающей средой. Экологическое самосознание обеспечивает рефлексивную и ответственную позицию человека в его взаимоотношениях с окружающим миром, основанную на рациональном знании, эмоциональном отношении и саморегуляции экологического поведения. Формирование экологического самосознания начинается с раннего детства, но особую актуальность воспитательные усилия приобретают в младшем подростковом возрасте.
Наибольшим потенциалом в формировании знаний о природе, окружающем мире и человеке в нем имеет цикл естественно-научных дисциплин школы, включающий географию и биологию. Каждая из этих дисциплин формирует свой специфический взгляд на человека и окружающую действительность. Начало их преподавания (6-й класс школы) приходится на период, наиболее сензитивный с точки зрения формирования экологического самосознания личности.
Урекешова Лариса— аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: Kuan-01@yandex.ru. Научный руководитель — д-р пед. наук, проф. В. А. Ситаров.
Библиограф. описание: Урекешова Л. О формировании экологического самосознания личности в процессе школьного образования (на примере Республики Казахстан) // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 303–308.
Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.kz [архивировано в WebCite] (дата обращения: 5.08.2014).
Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 г. № 212-III «Экологический кодекс Республики Казахстан» [Электронный ресурс] // «Юрист» — комплекс правовой информации (законодательство) Республики Казахстан. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30085593 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 5.08.2014).
Гирусов, Э. В. (1983) Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М. : Наука. 352 с. С. 105–120.
Кряж, И. В. (2013) Психология смысловой регуляции экологически релевантного поведения : дис. … д-ра психол. наук. Харьков. 435 c.
Медведев, В. И., Алдашева, А. А. (2001) Экологическое сознание. 2-е изд., доп. М. : Логос. 384 с.
Ситаров, В. А., Маралов, В. Г. (1987) Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности. М. : МГПИ им. В. И. Ленина. 93 с.
Скребец, В. А. (1998) Экологическая психология : учеб. пособие. Киев : МАУП. 144 с.
Смолова, Л. В. (2010) Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). СПб. : Санкт-Петербургский гос. ин-т психологии и социальной работы. 711 с.
Спиркин, А. Г. (1972) Сознание и самосознание. М. : Политиздат. 303 с.