Аннотация ♦ В статье проводится сравнительный анализ философских категорий, охватывающих объективный мир, и экзистенциалов, выражающих состояние внутреннего мира человеческой личности.
Философские категории, отображающие объективный мир, это универсальная категория «бытие»; категория, обозначающая отдельную разновидность бытия — «сущее»; категории, обозначающие виды, стороны и свойства сущего — «идея», «материя», «движение», «пространство», «время», «причина», «отношение», «взаимодействие» и т. д.
Среди экзистенциалов рассматриваются: «экзистенция», «страх» и «смысл жизни». У двух последних экзистенциалов обнаруживается, помимо такого свойства, как универсальность, свойство парности. Структура экзистенции выстраивается через смену ее состояний от «страха» к «смыслу жизни» через более конкретные состояния.
В связи с этим проясняется различие методов классического рационализма и экзистенциализма, в основе которых лежат соответственно абстрагирование и конкретизация. Эти методы указаны как два противоположных направления мышления: в зависимости от того, к какому взаимодействию они направляют мыслящего субъекта, — или с безответным объектом, или с другим субъектом. Смена состояний экзистенции, выражаемых в экзистенциалах, происходит в процессе развития личности.
Некоторые экзистенциалы связаны с онтологией, гносеологией, не становясь при этом понятиями соответствующих философских дисциплин. В своем содержании наиболее универсальные экзистенциалы переводят в свою сферу значения классических категорий: «бытию» соответствует «экзистенция», «сущему» — «экзистенциал».
Проблемы структурирования экзистенции возникают в результате невозможности ее объективации. Но проблемы возможно преодолеть, используя язык, который четко структурирован сам по себе безотносительно к сфере его использования.
В статье утверждается, что рассмотрение человеком самого себя через экзистенциалы не приводит к утрате целостности «Я» в отличие от использования для этой цели категорий классической философии.
Ключевые слова: философская категория, экзистенциал, экзистенция, абстрагирование, конкретизация, объективный мир, интерсубъективный мир, обыденность, неподлинное бытие, М. Хайдеггер.
Тимохин Николай Валерьевич — аспирант кафедры философии, политологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-51-51. Эл. адрес: russianfaust@list.ru. Научный руководитель — д-р филос. наук, проф. А. Э. Воскобойников.
Библиограф. описание: Тимохин Н. В. Философские категории и экзистенциалы: сравнительный анализ // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 309–315.
Больнов, О. Ф. (1999) Философия экзистенциализма. СПб. : Лань. 224 с.
Воскобойников, А. Э. (2013) Универсальные ценности в современном многоликом мире // Современное состояния культуры и общества: особенности и перспективы развития России. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 364 с. С. 21–28.
Гиренок, Ф. И. (2012) Абсурд и речь: антропология воображаемого. М : Академический проект. 237 с.
Касавина, Н. А. (2013) Экзистенциальный опыт: переживание пути и становление структуры // Вопросы философии. № 7. С. 63–72.
Кудряшова, Т. Б. (2005) Онтология языков познания: дис. … д-ра филос. наук. Иваново. 370 с.
Плеснер, Г. (2004) Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М. : РОССПЭН. 368 с.
Разинов, Ю. А. (1999) Понятия категории и экзистенциала в философии М. Хайдеггера // Вестник Самарского государственного университета. № 1 (11). С. 57–67.
Хайдеггер, М. (1997) Бытие и время. М. : Ad marginem. 451 с.
Хайдеггер, М. (2013) Бытие и время. М. : Академический проект. 447 с.