Аннотация ♦ Экологические исследования и проекты являются сегодня приоритетным направлением инвестиций большинства экономически развитых стран. Вместе с тем экологическая активность большинства граждан остается все еще невысокой. Общая отчужденность глобальной экологической политики и усилий конкретных государств в области решения экологических проблем от конкретного человека провоцирует безответственное экологическое поведение, халатное отношение к экологическим угрозам. В связи с этим актуализируется задача формирования экологического сознания и самосознания как основ экологически релевантного поведения личности.
Являясь мощным фактором самокритики, самовоспитания и самосовершенствования, самосознание регулирует поведение как на уровне конкретного поведенческого акта и его непосредственной оценки, так и на уровне долгосрочного планирования жизнедеятельности. Экологическое самосознание в данном контексте обеспечивает рефлексивную и ответственную позицию человека в его взаимоотношениях с окружающим миром, основанную на рациональном знании, эмоциональном отношении и саморегуляции экологического поведения.
Диалектическое единство механизмов идентификации и обособления, лежащих в основе самосознания личности, обусловливает двойную детерминацию поведения человека: внешнюю, основанную на знании социальных образцов, ценностей, норм и предписаний, и внутреннюю, базирующуюся на субъективированных ценностях и убеждениях.
Понимание форм детерминации поведения человека крайне важно при формировании экологического самосознания, обеспечивающего выбор личностью экологически релевантных форм деятельности и поведения.
Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, ул. Юности, д. 5. Тел: +7 (495) 374-74-59. Эл. адрес:
sitarov@mail.ru
Урекешова Лариса — аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: Kuan-01@yandex.ru. Научный руководитель — д-р пед. наук, проф. В. А. Ситаров.
Библиограф. описание: Ситаров В. А., Урекешова Л. Экологическое самосознание как детерминанта экологически релевантного поведения личности // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 230–233.
Кряж, И. В. (2013) Психология смысловой регуляции экологически релевантного поведения : дис. … д-ра психол. наук. Харьков. 435 c.
Мухина, В. С. (1999) Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Издательский центр «Академия». 456 с.
Ситаров, В. А., Мавлютова, О. С. (2002) Экологическое образование школьников в контексте изменяющегося мира // Философия образования. № 4. С. 102–107.
Ситаров, В. А., Ревин, С. Н. (2013) Дидактические возможности пилотируемой космической станции в экологическом образовании школьников // Изв. Тульск. гос. ун-та. Гуманитарные науки. № 2. С. 478–484.
Столин, В. В. (1983) Самосознание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та. 284 с.