Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №4

Ситаров В. А., Урекешова Л. Экологическое самосознание как детерминанта экологически релевантного поведения личности

(Московский гуманитарный университет)

Аннотация ♦ Экологические исследования и проекты являются сегодня приоритетным направлением инвестиций большинства экономически развитых стран. Вместе с тем экологическая активность большинства граждан остается все еще невысокой. Общая отчужденность глобальной экологической политики и усилий конкретных государств в области решения экологических проблем от конкретного человека провоцирует безответственное экологическое поведение, халатное отношение к экологическим угрозам. В связи с этим актуализируется задача формирования экологического сознания и самосознания как основ экологически релевантного поведения личности.

Являясь мощным фактором самокритики, самовоспитания и самосовершенствования, самосознание регулирует поведение как на уровне конкретного поведенческого акта и его непосредственной оценки, так и на уровне долгосрочного планирования жизнедеятельности. Экологическое самосознание в данном контексте обеспечивает рефлексивную и ответственную позицию человека в его взаимоотношениях с окружающим миром, основанную на рациональном знании, эмоциональном отношении и саморегуляции экологического поведения.

Диалектическое единство механизмов идентификации и обособления, лежащих в основе самосознания личности, обусловливает двойную детерминацию поведения человека: внешнюю, основанную на знании социальных образцов, ценностей, норм и предписаний, и внутреннюю, базирующуюся на субъективированных ценностях и убеждениях.

Понимание форм детерминации поведения человека крайне важно при формировании экологического самосознания, обеспечивающего выбор личностью экологически релевантных форм деятельности и поведения.

Ключевые слова: экологически релевантное поведение, экологическое сознание, экологическое самосознание


Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, ул. Юности, д. 5. Тел: +7 (495) 374-74-59. Эл. адрес: sitarov@mail.ru

Урекешова Лариса — аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: Kuan-01@yandex.ru. Научный руководитель — д-р пед. наук, проф. В. А. Ситаров.

Скачать

Библиограф. описание: Ситаров В. А., Урекешова Л. Экологическое самосознание как детерминанта экологически релевантного поведения личности // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 230–233.

Дата поступления: 2.09.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кряж, И. В. (2013) Психология смысловой регуляции экологически релевантного поведения : дис. … д-ра психол. наук. Харьков. 435 c.

Мухина, В. С. (1999) Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Издательский центр «Академия». 456 с.

Ситаров, В. А., Мавлютова, О. С. (2002) Экологическое образование школьников в контексте изменяющегося мира // Философия образования. № 4. С. 102–107.

Ситаров, В. А., Ревин, С. Н. (2013) Дидактические возможности пилотируемой космической станции в экологическом образовании школьников // Изв. Тульск. гос. ун-та. Гуманитарные науки. № 2. С. 478–484.

Столин, В. В. (1983) Самосознание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та. 284 с.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»