Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №4

Позняков В. П., Никуло Е. А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и характеристик ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия

(Институт психологии РАН, Московский гуманитарный университет)

Аннотация ♦ В статье излагаются результаты исследования взаимосвязи ценностных ориентаций с ответственным отношением предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия.

В центре исследования стоят проблемы, связанные с изучением ответственности как психологического отношения к другим людям в деловом взаимодействии. Оно определяется как комплекс эмоционально окрашенных представлений и оценок, характеризующихся разной степенью готовности и выражающих позицию личности относительно необходимости держать ответ за качественные характеристики отношений в деловом взаимодействии. Принятие ответственности отражается в степени ориентации на сотрудничество, понимание другого участника делового взаимодействия, толерантное, терпимое отношение и ограничение доминирования в деловом взаимодействии.

Исследование ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия проводилось в период с 2009 по 2012 г. В опросе приняли участие 203 предпринимателя. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что ценностные ориентации выступают в роли критерия, определяющего отношение личности к другим участникам делового взаимодействия. Ответственное отношение к партнерам в большей степени определяется высокой значимостью ценностей, связанных с благоприятными межличностными отношениями и личным развитием предпринимателя. Ценностные ориентации, отрицательно связанные с ответственным отношением («материально-обеспеченная жизнь», «здоровье», «активная, деятельная жизнь»), в большей степени сопряжены с прагматичным подходом, предполагающим реализацию в сфере деловых отношений направленности на взаимодействие, подразумевающее экономическую выгоду.

Ключевые слова: социальная психология, ценностные ориентации личности, психологические отношения, деловое взаимодействие, психология предпринимательства, ответственность, ответственное отношение.


Позняков Владимир Петрович — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. Адрес: 190003, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел.: +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: pozn_v@mail.ru

Никуло Екатерина Александровна — кандидат психологических наук, ассоциированный сотрудник Института психологии РАН, старший преподаватель кафедры социальной и этнической психологии МосГУ, психолог-консультант ООО «Центр эмоционально-образной терапии», г. Москва. Адрес: 123103, Россия, г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 51. Тел.: +7 (499) 755-76-71. E-mail: e.gruzdeva@gmail.com

Скачать

Библиограф. описание: Позняков В. П., Никуло Е. А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и характеристик ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 200–212.

Дата поступления: 30.08.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бодров, В. А., Журавлев, А. Л. (2003) Методологические принципы и результаты фундаментальных исследований профессиональной деятельности // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. № 2 (23). С. 64–69.

Вавакина, Т. С. (2011) Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству : дис. … канд. психол. наук. М. 219 с.

Журавлев, А. Л. (1988) Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. Т. 9. № 6. С. 53–64.

Журавлев, А. Л. (2011) Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М. : Институт психологии РАН. 560 с.

Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б., Горбачева, Е. И. (2011) Нравственно-психологические компоненты экономического самоопределения предпринимателей и менеджеров в организации творческого труда // Психология в экономике и управлении. № 1. С. 13–28.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1993) Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал. Т. 14. № 6. С. 23–34.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1995) Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : Институт психологии РАН. 58 с.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2004) Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1. № 3. С. 46–64.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М. : Институт психологии РАН. 480 с.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П., Титова, О. И. (2008) Гендерные особенности конкуренции и партнерства // Наука. Культура. Общество. № 4. С. 102–115.

Журавлева, Н. А. (2008) Ценностные ориентации предпринимателей в изменяющемся российском обществе // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. № 1. С. 46–49.

Журавлева, Н. А. (2013) Психология социальных изменений: ценностный подход. М. : Институт психологии РАН. 524 с.

Завьялова, Е. К., Посохова, С. Т. (2004) Психология предпринимательства : учебное пособие. СПб. : Изд-во СПбГУ. 296 с.

Купрейченко, А. Б., Журавлев, А. Л. (1999) Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Институт психологии РАН. 276 с. С. 89–109.

Купрейченко, А. Б., Журавлев, А. Л. (2001) Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий // Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Социум ; Институт психологии РАН. 288 с. С. 36–59.

Купрейченко, А. Б., Журавлев, А. Л. (2009) Отношение к деньгам предпринимателей с различным психологическим типом экономической активности // Психология и экономика. Т. 2. № 1. С. 12–32.

Ломов, Б. Ф., Журавлев, А. Л. (1978) Психология и управление. М. : Знание. 64 с.

Макропсихология современного российского общества (2009) / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М. : Институт психологии РАН. 352 с.

Методология комплексного человекознания и современная психология (2008) / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М. : Институт психологии РАН. 603 с.

Никуло, Е. А. (2013) Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия : дис … канд. психол. наук. М. 195 с.

Парадигмы в психологии: науковедческий анализ (2012) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Т. В. Корнилова, А. В. Юревич. М. : Институт психологии РАН. 468 с.

Позняков В. П. (1992) Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. № 4–5. C. 14–17.

Позняков, В. П. (2000) Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности // Психологический журнал. Т. 21. № 6. С. 38–50.

Позняков, В. П. (2001) Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Институт психологии РАН. 240 с.

Позняков, В. П. (2002a) Психологические отношения в условиях изменения форм собственности : дис. … д-ра психол. наук. М. 346 с.

Позняков, В. П. (2002b) Экономическая психология // Социальная психология : учеб. пособие / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Пер Сэ. 351 с. С. 292–313.

Позняков, В. П. (2004) Экономическая психология как отрасль психологической науки // Проблемы экономической психологии : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Институт психологии РАН. Т. 1. 620 с. С. 27–57.

Позняков, В. П. (2006) Социальная психология предпринимательства: состояние исследований и современные тенденции развития // Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология : учеб. пособие. М. : Форум ; ИНФРА-М. 416 с. С. 392–410.

Позняков, В. П. (2007) Предпринимательство как ценность и ценности российских предпринимателей // Россия в глобализирующемся мире : мировоззренческие и социокультурные аспекты / отв. ред. В. С. Степин. М. : Наука. 640 с. С. 513–528.

Позняков, В. П. (2012) Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. Т. 33. № 5. С. 5–15.

Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2009) Деловое партнерство как одна из форм деловой активности предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 36–43.

Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2011) Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 100–103.

Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2014a) Деловое партнерство как вид социального взаимодействия: ресурсно-ценностный подход // Человеческий фактор проблемы психологии и эргономики. № 2 (69). С. 3–11.

Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2014b) Ресурсно-ценностный подход к анализу социального взаимодействия субъектов совместной жизнедеятельности // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 257–268.

Позняков, В. П., Груздева, Е. А. (2013) Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 226–234.

Позняков, В. П., Титова, О. И. (2005) Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности // Проблемы экономической психологии : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Институт психологии РАН. Т. 2. 644 с. С. 181–204.

Позняков, В. П., Титова, О. И. (2014) Особенности отношений предпринимателей мужчин и женщин к конкуренции и партнерству в деловом взаимодействии // Психологический журнал. Т. 35. № 4. С. 5–17.

Позняков, В. П., Филинкова, Е. Б. (1998) Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. № 5. С. 32–43.

Проблемы экономической психологии (2004) : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Институт психологии РАН. Т. 1. 620 с.

Проблемы экономической психологии (2005) : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Институт психологии РАН. Т. 2. 644 с.

Психологические исследования проблем современного российского общества (2013) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН. 502 с.

Психологические проблемы современного российского общества (2012) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН. 575 с.

Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы (2007) / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М. : Институт психологии РАН. 624 с.

Социальная психология экономического поведения (1999) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Наука. 237 с.

Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства (1999) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Институт психологии РАН. 276 с.

Субъектный подход в психологии (2009) / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН. 619 c.

Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива (2007) / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М. : Институт психологии РАН. 528 с.

Титова, О. И. (2007) Гендерные различия отношений российских предпринимателей к конкуренции и партнерству : дис. ... канд. психол. наук. М. 167 с.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»