Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2014 / №4
Портнова Т. В. Пластическая интонация в образном строе картин «Рождение Венеры» и «Весна» С. Боттичелли
(Московский гуманитарный университет)
Аннотация ♦ Большое внимание к художественному наследию эпохи раннего итальянского Возрождения обусловливает потребность в более глубоком изучении отдельных произведений мастеров, внесших заметный вклад в развитие мировой художественной культуры. Статья посвящена анализу двух шедевров яркого представителя флорентийской школы живописи эпохи Раннего Ренессанса С. Боттичелли «Рождение Венеры» и «Весна», находящихся в собрании галереи Уффици (Флоренция).
Вопросы осмысления мифологических образов в творчестве С. Боттичелли были поставлены художественной критикой в большом числе фундаментальных исследований отечественных и зарубежных представителей искусствоведческой науки. Исследованы язык живописи, художественный стиль, жанровые особенности, образная структура его произведений и т. д. Пластическое содержание и состояние образов, а также своеобразие стилизаторско-режиссерского дарования мастера пока остается за рамками научных интересов специалистов. В статье впервые исследуется специфика пластичности его изобразительного языка, выявляются художественные признаки, формирующие стилистические принципы мастера. В контексте нашего исследования важно отметить интерпретацию сходных по интонации тем через пластическую режиссуру персонажей двух картин, определение роли и места пластической культуры в создании художественного образа его произведений.
На основе синхронного анализа двух картин очевиден поиск автором опосредованных связей с искусством танца, с которым художник, вероятно, был знаком через античные образцы. Раскрываются вопросы природы пластических интонаций в его образах, «режиссура» композиционных решений, метафорический смысл избранных сюжетов. Подробно проанализирована иконография персонажей в художественном восприятии мифа.
Метод стилистического анализа позволил проследить образные и структурные изменения в пластически-живописной трактовке тем на протяжении всего периода работы над ними художником. Метод синхронно-сравнительного анализа двух картин дал возможность выявить различие, развившееся из субстанции одного жанра, но по-разному реализовавшихся идей, между которыми возможно глубокое взаимопроникновение и выявление сходства.
Можно констатировать, что в ходе анализа двух произведений С. Боттичелли отчетливо прослеживаются главные стилистические черты и своеобразие его манеры, а также раскрывается существование нескольких важных источников влияний, показаны закономерности их восприятия художником. Глубокий анализ живописных работ мастера позволил выйти на уровень пластических обобщений, что является значительным шагом в теоретическом изучении и осмыслении его творческого наследия. Делается вывод об особенностях стиля художника как обобщающей категории, создающей самобытную визуализацию темы.
Ключевые слова: Итальянский Ренессанс, С. Боттичелли, пластическая категория, стилистические принципы, хореографические ассоциации, образность персонажей, иконография, композиционная драматургия, семантика картины.
Портнова Татьяна Васильевна — доктор искусствоведения, профессор кафедры культуры и искусства Московского гуманитарного университета, Института танца ГАСК, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства, действительный член Петровской академии искусств и наук, Российской академии естествознания. Адрес: 111395, Россия, г. Москва. ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-59-40. Эл. адрес:
infotatiana-p@mail.ru
Библиограф. описание: Портнова Т. В. Пластическая интонация в образном строе картин «Рождение Венеры» и «Весна» С. Боттичелли // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 283–290.
Дата поступления: 30.08.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Власов, В. Г. (1995) Стили в искусстве : словарь в 3 т. СПб. : АОЗТ «Кольна». Т. 2. 544 с.
Данилова, И. (1975) От средних веков к Возрождению. М. : Советский художник. 197 с.
Дункан, А., Шнейдер, И. (1998) Танец будущего. Моя жизнь. Встречи с Есениным. Ростов-на-Дону : Феникс. 448 с.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|