Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №4

Лисович И. И. Проблемы открытости научного знания в культуре Англии раннего Нового времени

Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).


(Московский гуманитарный университет)

Аннотация ♦ В раннее Новое время происходило становление современных научных методов и появлялись научные институции нового типа, что сопровождалось формированием основных стратегий открытости научного знания. Модус открытости кардинально отличает науку Нового времени от науки предшествующих эпох и цивилизаций, где доступ к знанию был открыт только избранным. Что побудило ученых, их патронов и целые научные сообщества открыть доступ каждому желающему к сокровищам знания — вопрос, который до сих пор интересует исследователей. Именно он стал предметом анализа данной статьи.

Процесс формирования открытого научного публичного пространства сопровождался возникновением различных практик, феноменов и факторов, к ним можно отнести дискурсивные практики; открытые научные сообщества и институции; «Республику письма», политические, социальные, экономические причины и последствия открытости научного знания. Специфика формирования открытых научных коммуникативных площадок Англии, что началось в XVI в., была связана с тем, что эти площадки разрушали границы между социальными слоями и сообщества, а также были самоуправляемыми. Вследствие открытости не только научные практики влияют на культуру Англии, но и наоборот, культурные формы встраиваются в научные дискурсы.

Выработанные в период научной революции стратегии открытости легли в основу современного научного знания и не потеряли актуальности, поскольку государственные, корпоративные и частные интересы до сих пор по экономическим, социальным и политическим причинам препятствуют общедоступности знания. Но закрытость препятствует не только развитию науки, но и развитию всей человеческой цивилизации.

Ключевые слова: раннее Новое время, Англия, открытое научное знание, закрытое научное знание, коммуникативное пространство.


Лисович Инна Ивановна — кандидат филологических наук, доцент кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-55-11. Эл. адрес: mag-inna@yandex.ru

Скачать

Библиограф. описание: Лисович И. И. Проблемы открытости научного знания в культуре Англии раннего Нового времени // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 156–167.

Дата поступления: 30.08.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Демина, Н. В. (2005) Концепция этоса науки: Мертон и другие в поисках социальной геометрии норм // Социологический журнал. № 4. С. 5–47.

Рорти, Р. (1997) Философия и зеркало природы : пер. с англ. ; науч. ред. В. В. Целищев. Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та. 297 с.

Трофимова, В. С. (2012) «Женская республика учености» в XVII веке. Личности и распространение идей. Саарбрюккен : Lambert Academic Publishing. 140 c.

Хабермас, Ю. (2007) Техника и наука как идеология. М. : Праксис. 201 [1] c.

Barbour, R. (1995) Between Atoms and the Spirit: Lucy Hutchinson’s Translation of Lucretius // Renaissance Papers, 1994 / ed. by B. J. Baines, G. W. Williams ; Southern Renaissance Conference. Р. 1–16.

Bertuol, R. (2001) The Square Circle of Margaret Cavendish: The 17th-Century Conceptions of Mind by Means of Mathematics // Language and Literature. Vol. 10. No. 1. P. 21–39.

Biagioli, M. (1995) Tacit Knowledge, Courtliness, and the Scientist’s Body // Choreographing History / ed. by S. L. Foster. Bloomington : Indiana University Press. vi, 257 р. P. 69–81.

Biagioli, M. (2006) From Print to Patents: Living on Instruments in Early Modern Europe, 1500–1800 // History of Science. Vol. 44 (2). No. 144. Р. 139–186.

Biagioli, M. (2010) How Did Galileo Develop His Telescope? A ‘New’ Letter by Paolo Sarpi // The Origins of the Telescope / ed. by A. Van Helden et al. Amsterdam : Royal Netherlands Academy of Arts and Sciences Press. vi, 368 p. P. 203–230.

Chartres, R., Vermont, D. (1998) A Brief History of Gresham College 1597–1997. L. : Gresham College. 100 р.

Coleman, N. (2012) Mapping the Republic of Letters [Электронный ресурс] // OpenGLAM. March 21. URL: http://openglam.org/2012/03/21/mapping-the-republic-of-letters/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 28.08.2014).

Collection, Laboratory, Theater: Scenes of Knowledge in the 17th Century (2005) / ed. by H. Schramm, L. Schwarte, J. Lazardzig. Berlin ; N. Y. : Walterde Gruyter. xxix, 594 p. (Series: Theatrum Scientiarium. Vol. 1).

Cook, H. J. (2002) Body and Passions: Materialism and the Early Modern State // Science and Civil Society / ed. by T. H. Broman, L. K. Nyhart. Chicago : University of Chicago Press. x, 373 p. P. 25–48. (Osiris. 2nd Series. Vol. 17).

Dasgupta, P., David, P. A. (1985) Information Disclosure and the Economics of Science and Technology : Discussion Paper Series by Centre for Economic Policy Research, no. 73. L. : Centre for Economic Policy Research. ii, 37 р.

David, P. A. (2001) From Keeping ‘Nature’s Secrets’ to the Institutionalization of ‘Open Science’. Oxford : University of Oxford. 24 р. (University of Oxford Discussion Papers in Economic and Social History. No. 23, July).

Dear, P. (2007) A Philosophical Duchess: Understanding Margaret Cavendish and the Royal Society // Science, Literature, and Rhetoric in Early Modern England / ed. by J. Cummins, D. Burchell. Aldershot ; Burlington, VT : Ashgate. 256 р. Р. 125–144.

Eamon, W. (1985) From the Secrets of Nature to Public Knowledge: The Origins of the Concept of Openness in Science // Minerva: Review of Science, Learning, and Policy. Vol. 23. Issue 3. P. 321–347.

Golinski, J. (2002) The Care of the Self and the Masculine Birth of Science // History of Science. Vol. 40 (2). No. 128. P. 125–145.

Harris, F. (1997) Living in the Neighbourhood of Science: Mary Eveyln, Margaret Cavendish and the Greshamites // Women, Science and Medicine 1500–1700 / ed. by L. Hunter, S. Hutton. Stroud : Sutton Publishing. xx, 292 p. P. 122–237.

Hutton, S., Conway, А. (1997) Margaret Cavendish and Seventeenth Century Scientific Thought // Women, Science and Medicine 1500–1700 / ed. by L. Hunter, S. Hutton. Stroud : Sutton Publishing. xx, 292 р. P. 218–234.

Iliffe, R. (1992) ‘In the Warehouse’: Privacy, Property and Priority in the Early Royal Society // History of Science. Vol. 30 (1). No. 87. P. 29–68.

Iliffe, R. (1995) Material Doubts: Hooke, Artisan Culture and the Exchange of Information in 1670s London // British Journal for the History of Science. Vol. 28. No. 3. P. 285–318.

Iliffe, R. (2008) Technicians // Notes and Records: The Royal Society Journal of the History of Science. Vol. 62. No. 1 (March). P. 3–16.

Kearney, H. F. (1970) Scholars and Gentlemen: Universities and Society in Pre-industrial Britain. L. : Faber & Faber. 214 p.

Kearney, H. F. (1971) Science and Change, 1500–1700. L. : Weidenfeld & Nicolson. 255 p.

Lux, D., Cook, H. (1998) Closed Circles or Open Networks: Communicating at a Distance during the Scientific Revolution // History of Science. Vol. 36 (2). No. 112. Р. 179–211.

Lynn, M. (2006) Popular Science and Public Opinion in Eighteenth-Century France. Manchester ; N. Y. : Manchester University Press. ix, 177 p.

Mason, J. (1992) The Admission of the First Women to the Royal Society of London // Notes and Records of the Royal Society of London. Vol. 46. No. 2. P. 279–300.

Mayhew, R. (2004) British Geography’s Republic of Letters: Mapping an Imagined Community, 1600–1800 // Journal of the History of Ideas. Vol. 65. No. 2. P. 251–276.

Metropolis and Province: Science in British Culture, 1780–1850 (1983) / ed. by I. Inkster, J. Morell. Philadelphia : University of Pennsylvania Press. 288 p.

Rudwick, M. J. S. (1982) Charles Darwin in London: The Integration of Public and Private Science // Isis. Vol. 73. No. 2. P. 186–206.

Science and Civil Society (2002) / ed. by T. H. Broman, L. K. Nyhart. Chicago : University of Chicago Press. x, 373 p. (Osiris. 2nd Series. Vol. 17).

Science and the City (2003) / ed. by S. Dierig, J. Lachmund, A. Mendelsohn. Chicago : University of Chicago Press. 282 p. (Osiris. 2nd Series. Vol. 18).

Starr, G. G. (2006) Cavendish, Aesthetics, and the Anti-Platonic Line // Eighteenth-Century Studies. Vol. 39. No. 3. P. 295–308.

Stewart, L. (2007) Feedback Loop: A Review Essay on the Public Sphere, Pop Culture, and the Early-Modern Sciences // Canadian Journal of History. Vol. 42. No. 3. P. 463–483.

Women, Science and Medicine 1500–1700 (1997) / ed. by L. Hunter, S. Hutton. Stroud : Sutton Publishing. xx, 292 p.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»