Аннотация ♦ Объективные показатели социального статуса российского студенчества в обществе в последние 20–25 лет практически не менялись, однако социальный престиж, общественная оценка социального статуса характеризуются неустойчивостью в отношении данной группы. Самооценка социального статуса студентов, которые пополняют средний класс, отражает общественное мнение, отношение к высшему образованию в обществе. Это актуализирует исследование субъективной составляющей социального статуса российского студенчества.
В статье представлены результаты эмпирического исследования самооценки социального статуса студентов вузов г. Москвы 2014 г. Выборка (гнездовая) — 1633 чел. Метод сбора первичной социологической информации — анкетирование. Анализ полученных данных базировался на рассмотрении взаимосвязей между самооценками социального статуса студентов и определением ими ценности высшего образования, отношением к получаемому образованию, принадлежностью к конкретному вузу, оценками престижности вуза, профилем вуза и т. д.
Значительная доля опрошенных затруднилась оценить социальный статус студенчества. Лишь четверть студентов оценили его как «высокий», немногим более трети опрошенных определили социальный статус студенчества как «низкий». Большинство респондентов свои оценки социального статуса студенчества аргументировали ценностью высшего образования, из них треть — высокой ценностью, две трети — падением ценности высшего образования в обществе.
Установлены корреляции между самооценками социального статуса и принадлежностью к вузу. Среди представителей технических вузов меньше студентов считают, что высшее образование гарантирует высокий социальный статус, они дают более низкие оценки социальному статусу и, по сравнению со студентами других профилей, имеют большие возможности совмещения учебы и работы. Свое участие в процессе духовного воспроизводства осознают немногим более половины опрошенных студентов. При том что только четверть опрошенных определили социальный статус студенчества как высокий, абсолютное большинство опрошенных (74%) называют свой вуз престижным.
Результаты анализа свидетельствуют о противоречивости самооценок социального статуса российских студентов и их аргументации, что отражает отношение общества к высшему образованию. Определены условия, при которых студенты будут считать свой социальный статус высоким: учеба в престижном вузе, удовольствие от учебного процесса, финансовая обеспеченность и независимость от родителей, уверенность в востребованности и ценности получаемого образования в обществе.
Ключевые слова: студенчество, социальный статус, оценки социального статуса, духовное производство, высшее образование, престиж вуза, финансовая необеспеченность.
Короткова Марина Сергеевна — аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета, заведующая отделом Управления по внеучебной работе Московского гуманитарного университета, председатель Студенческого совета МосГУ. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел..: +7 (499) 374-71-53. Эл. адрес: marina.s.korotkova@gmail.com. Научный руководитель — д-р социол. наук, проф. Н. А. Селиверстова.
Библиограф. описание: Короткова М. С. Социальный статус студенчества в субъективном измерении: результаты эмпирического исследования // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 108–117.
Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2012) Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // Социологические исследования. № 8. C. 103–111.
Карлова, Е. Н. (2012) Особенности социального статуса студентов военных центров // Социологические исследования. № 7. С. 135–142.
Осинский, И. И., Добрынина, М. И. (2011) О социальном статусе интеллигенции // Социологические исследования. № 2. С. 148–149.
Цылев, В. Р., Дюмина, Н. Н. (2012) Тенденции в изменении мотивов получения высшего образования у молодежи Мурманска // Социологические исследования. № 2. С. 143–151.
Чупров, В. И., Зубок, Ю. А., Уильямс, К. (2003) Молодежь в обществе риска. М. : Наука. 232 с.