Аннотация ♦ Статья продолжает публикации в журнале «Знание. Понимание. Умение» исследований автора на тему применения стандартных маркетинговых процедур в современном российском искусстве и их адаптации с учетом реальностей отечественного арт-бизнеса.
Актуальность темы определяется тем, что получение и внедрение подобных знаний и навыков в современный российский арт-бизнес гарантированно принесет не только большой экономический эффект, но и рост уровня искусства и культуры в стране, более активное представление российского искусства в мире. Необходимость подобных исследований обусловлена тем, что в России даже в высших художественных учебных заведениях никогда не учили будущих мастеров азам экономики и маркетинга.
Автор на практике оценивает результаты применения стандартных и адаптированных маркетинговых процедур. Введены термины активного и пассивного инвестирования в искусство. Определение современного арт-объекта как товара, данное автором ранее, дополнено еще одним принципиально важным признаком — низкой ликвидностью. Показана исключительная важность выбора арт-объектов и их авторов с точки зрения возможности дальнейшего промотирования при активном инвестировании.
На базе десятилетней практической работы в российском арт-бизнесе выявлены и исследованы критерии выбора художника с целью активного и (или) пассивного инвестирования в его творчество. Эти критерии касаются следующего: личного отношения активного инвестора к творчеству промотируемого автора; количества возможных к приобретению (и последующей реализации) работ; возможности и целесообразности монополизации представления художника на рынке; оценки наличия наработанного архива и готовности художника его продать; оценки работоспособности художника и наличия у него уникального творческого почерка; оценки разносторонности таланта художника, его деловой и правовой адекватности, личной порядочности, общего и специального образования.
Показано, что успешное решение маркетинговых задач на рынке современного российского искусства прямо связано с владением знаниями и умениями, изложенными в статье.
Ключевые слова: арт-рынок, современное искусство, автор, арт-объект как товар, маркетинг, коммерческое продвижение объектов искусства, критерии выбора художника, критерии выбора арт-объекта, инвестирование в арт-объекты, промотирование художников.
Гольман Иосиф Абрамович — кандидат технических наук, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета, креативный директор галереи «Арт-Гнездо». Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-54-51. Эл. адрес:
i7591@yandex.ru
Библиограф. описание: Гольман И. А. Критерии выбора современного художника для активного и пассивного инвестирования на арт-рынке // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 137–147.