Емельянова Т. П., Мишарина А. В. Ознаменование Победы в Великой Отечественной войне в восприятии различных социальных групп
Исследование выполняется по проекту «Коллективная память о победе в Великой Отечественной войне в сознании больших групп общества (к 70-летию Победы)» (грант РГНФ № 14-36-01021).
Аннотация ♦ В статье изложены результаты поискового этапа исследования, посвященного изучению различных способов меморизации Великой Победы: общественные события, художественные фильмы, школьные учебники, интернет-проекты и т. д.
Исследование проводилось методом структурированного интервью. На основе контент-анализа ответов 50 человек, представляющих три социальные группы общества (студенты, неработающие взрослые и неработающие пенсионеры), были выявлены основные характеристики образов Победы в Великой Отечественной войне, а также роль различных источников в формировании этих представлений. Определено, что центральным общественным событием, формирующим образ Победы у представителей всех социальных групп, является Парад Победы 9 мая. При этом трактовка этого события не всегда однозначна: если представители группы неработающих пенсионеров видят в нем позитивное событие, проявление уважительного отношения к ветеранам и напоминание о празднике окончания войны, то группа работающих взрослых отмечает нерациональное использование финансовых ресурсов, которые можно было бы потратить на улучшение быта ветеранов, а студенты зачастую видят в парадах 9 мая лишь формализм, неискренность и фальшь со стороны устроителей и участников.
Респонденты уделяют должное внимание фильмам о войне и считают их важным способом передачи следующим поколениям знаний о войне, ее цене и событиях. Наиболее важным в таких фильмах респонденты группы неработающих пенсионеров считают патриотизм и готовность к самопожертвованию у главных героев, работающие взрослые отмечают, что эти фильмы прежде всего — напоминание всем о том, как важно не допустить войны, о том, какой страшной трагедией стала война для каждой семьи. Студенты же ищут в фильмах о войне достоверную информацию о событиях тех лет, а также образцы поведения их ровесников в суровых и экстремальных условиях.
Исследование показывает, что взгляды различаются у представителей социальных групп. Тем не менее остаются очевидными интегрирующий характер воспоминаний о событиях войны и необходимость более детального изучения представлений о ней в обществе.
Ключевые слова: коллективная память, массовое сознание, большие социальные группы, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, образы Победы, способы меморизации.
Емельянова Татьяна Петровна — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес:
t_emelyanova@inbox.ru
Мишарина Анна Владимировна — менеджер по персоналу ООО «Ком-Денталь», г. Москва. Адрес: 103104, Россия, г. Москва, Большой Козихинский пер., д. 7, стр. 2. Тел.: +7 (495) 580-30-80. Эл. адрес:
nutkins@mail.ru
Библиограф. описание: Емельянова Т. П., Мишарина А. В. Ознаменование Победы в Великой Отечественной войне в восприятии различных социальных групп // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 220–229.
Афанасьева, А. И., Меркушин, В. И. (2005) Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. № 5. С. 11–22.
Емельянова, Т. П. (2012) Коллективная память в контексте обыденного политического сознания [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 4. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/4/Emelianova_Collective-Memory/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.08.2014).
Кузнецова (Мишарина), А. В. (2012) Суждения о политической власти и коллективные воспоминания представителей различных поколений о значимых событиях исторического прошлого России // Актуальные проблемы социальной психологии: вопросы теории и практики : сборник научных трудов. М. : МГППУ. 207 с. С. 150–159.
Кузнецова (Мишарина), А. В. (2013) Коллективные воспоминания о политической власти в различные исторические периоды у представителей разных социальных групп россиян // Социальная психология и общество. № 3. С. 102–115.