Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №3

Елисеева И. Н. Основные этапы и проблемы формирования экстремальной психологии в России

(Московский гуманитарный университет)

Аннотация ♦ В статье рассматривается периодизация становления и формирования российской экстремальной психологии. Изучение актуального состояния данной научной отрасли, проблем ее формирования и развития обусловлено открытием соответствующих специализаций в ведущих учебных заведениях России.

В качестве теоретического основания изучения становления отечественной экстремальной психологии предложен социокультурный подход к изучению истории психологии, а объект исследования рассматривается автором как системно и дисциплинарно организованный.

В становлении и развитии отечественной экстремальной психологии выделено три периода по критерию специфики дисциплинарной оформленности идей и проблем экстремальной психологии.

Первый период (с середины XVIII в. до рубежа XIX–XX вв.) — донаучный. Проблематика экстремальной психологии рассматривалась в рамках военного и промышленного дела. Этот период отличается сугубо прагматичным характером идей, ситуативностью подходов, описательным характером изложения, отсутствием или простотой аргументации.

Второй период (начало XX в. — середина 90-х годов XX в.) — период полидисциплинарного развития. Проблематика экстремальной психологии рассматривалась в русле других психологических дисциплин и психиатрии. Можно выделить четыре качественно своеобразных этапа развития: 1) в русле психиатрии, физиологии, инженерного дела и психотехники; 2) в русле авиационной психологии, психиатрии, физиологии; 3) в русле авиационной, космической, социальной, военной психологии; 4) этап, который характеризуется широкой междисциплинарной проблематикой, появлением теоретико-методологических работ, широким внедрением их в психологическую практику.

Третий период (с середины 90-х годов XX в. до настоящего времени) — период комплексного развития. Характеризуется институализацией научных знаний, формированием программ подготовки кадров.

Сделан вывод о том, что проблемное поле отечественной экстремальной психологии содержит инвариантные для всех периодов становления и формирования проблемы, которые решались соответствующими периоду методами.

Ключевые слова: экстремальная психология, социокультурный подход, периодизация, история психологии 


Елисеева Ирина Николаевна — преподаватель кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета, аспирант. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: ceppopp@mail.ru. Научный руководитель — канд. психол. наук, доц. Ю. Н. Олейник.

Скачать

Библиограф. описание: Елисеева И. Н. Основные этапы и проблемы формирования экстремальной психологии в России // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 339–345.

Дата поступления: 3.03.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бохан, Т. Г. (2008) Проблема стресса в психологии: трансспективный анализ. Томск : Иван Федоров. 156 с.

Гуревич, П. С. (2007) Психология чрезвычайных ситуаций. М. : Юнити-Дана. 495 с.

Дикая, Л. Г. (1985) Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к любым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М. : Наука. 232 c. C. 63–90.

Завалишина, Д. Н. (1985) Функционально-генетический анализ оперативного мышления : дис. … д-ра психол. наук. М. 397 с.

Завалова, Н. Д., Ломов, Б. Ф., Пономаренко, В. А. (1986) Образ в системе психической регуляции деятельности. М. : Наука. 172 с.

Кольцова, В. А. (2008) История психологии : Проблемы методологии. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН. 511 с.

Лебедев, В. И. (1989) Личность в экстремальных условиях. М. : Политиздат. 304 с.

Магомед-Эминов, М. Ш. (2006) Экстремальная психология: от психической травмы к психотрансформации. М. : Психоаналитическая ассоциация. 576 с.

Огурцов, А. П. (1988) Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. М. : Наука. 256 с.

Олейник, Ю. Н. (2008) Периодизация истории психологии: проблемы и перспективы // Методология и история психологии. № 2. С. 25–32.

Сидоров, П. И., Мосягин, И. Г., Маруняк, С. В. (2008) Психология катастроф. М. : Аспект Пресс. 414 с.

Субботина, Л. Ю. (2006) Структурно-функциональная организация психологической защиты личности : дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль. 318 с.

Тарабрина, Н. В. (2008) Психология посттравматического стресса: интегративный подход : дис. ... д-ра психол. наук. СПб. 356 с.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»