Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2014 / №3
Солнышков А. Ю. Субъективная реальность и проблемы ее теоретического моделирования
(Московский гуманитарный университет)
Аннотация ♦ Субъективная реальность обычно понимается как эквивалент реальности объективной. Между тем ее содержание состоит как из не вполне адекватных «копий» элементов объективного мира, так и из объектов, сгенерированными в процессе работы интеллекта с компонентами субъективной реальности. По этой причине субъективно сгенерированные компоненты обычно понимаются как объективный факт, в этом качестве обусловливая социальные взаимодействия актора.
Можно учесть влияние фактора субъектности, сформировав единую «систему отсчета с наблюдателем», охватывающую и пространство субъективной, и внешней (социальной) реальности. Для обеспечения эквивалентности «измерений» в субъективной и внешней реальности целесообразно поместить «наблюдателя» в субъективную реальность, а «единицей измерения» принять функциональную систему П. К. Анохина; в наблюдаемом извне поведении ей соответствует единичный акт (цикл) деятельности.
Функциональная система единообразно структурирует внешнее поведение и внутрипсихическую деятельность. Точкой отсчета целесообразно принять потребность актора. Процесс деятельности актора с компонентами субъективной реальности описывается в понятиях, отражающих содержание компонентов функциональной системы.
Структура субъективной реальности представлена в виде знаний (инкорпорированная в память информация о том, что не было операционализировано в личной деятельности актора) и умений (то, что инкорпорировалось в память в качестве завершенного акта деятельности). И первые, и вторые одинаково могут исполнять роль ценностей, оказывая на актора мотивирующее воздействие.
Самостоятельными компонентами субъективной умственной модели реальности являются образы людей. С ними взаимодействует сам актор или его агент в этой реальности — его образ «Я», который может также представлять в сознании «проблемные» — неудачно завершенные и необоснованно отложенные акты деятельности. Образ «Я» взаимодействует с тремя типами субъективизированных образов: «ТЫ», «ВЫ», «ОНИ». Каждый тип имеет специфические свойства, обусловливающие правила взаимодействия с ним. Техники взаимодействия актора с ними в субъективной умственной модели проецируется на реальные взаимодействия с людьми, обусловливая их содержание и результативность. Высокая культура деятельности человека в субъективной умственной модели реальности позволяет существенно повысить результативность социальных интеракций.
Ключевые слова: субъективная реальность, фактор субъектности, функциональная система, акт деятельности, понимание, интеллектуальная деятельность, умственная модель, операционализация знаний.
Солнышков Алексей Юрьевич — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5 корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес:
al_sol@list.ru
Библиограф. описание: Солнышков А. Ю. Субъективная реальность и проблемы ее теоретического моделирования // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 157–166.
Дата поступления: 12.05.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анохин, П. К. (1975) Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина. 448 с.
Аристотель. (1976) Соч. : в 4 т. М. : Мысль. Т. 1. 550 с.
Безденежных, Б. Н. (2004) Психофизиологические закономерности взаимодействия функциональных систем при реализации деятельности : дис. … д-ра психол. наук. М. 292 с.
Литвак, М. Е. (2008) Из Ада в Рай : избранные лекции по психотерапии : учебное пособие. 11-е изд. Ростов н/Д : Феникс. 477 с.
Литвак, М. Е. (2009) Если хочешь быть счастливым : учеб. пособие по психотерапии и психологии общения. 19-е изд. Ростов н/Д : Феникс. 603 с.
Луков, Вал. А, Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального ин-та бизнеса. 784 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2014) Методология тезаурусного подхода: Стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 18–35.
Мельников, В. М., Ямпольский, Л. Т. (1985) Введение в экспериментальную психологию личности. М. : Просвещение. 321 с.
Попов, В. Г. (2004) Физическая реальность и язык. СПб. : Изд-во СПбГУ. 248 с.
Рассел, Б. (2000) Человеческое познание: его сфера и границы. М. : Терра-Книжный клуб. 463 с.
Солнышков, А. Ю. (2013) Единичный акт деятельности как категория теории функциональных систем и возможности ее применения для объяснения явлений социальной реальности // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 41–46.
Юм, Д. (1998) Трактат о человеческой природе. Минск : ООО «Попурри». 720 с.
Хмарский, И. Д. (1974) Анализ литературного произведения в старших классах. Ульяновск : УлГПИ им. И. Н. Ульянова. 159 с.
Швырков, В. Б. (1995) Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М. : ИП РАН. 162 с.
|