Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2014 / №3
Ситаров В. А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом
(Московский гуманитарный университет)
Аннотация ♦ В статье рассматривается понятие педагогического менеджмента, содержание которого направлено на развитие культуры управленческой деятельности в сфере образования.
С позиции управления образовательными системами и процессами педагогический менеджмент — это отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в сфере образования и в образовательно-воспитательных учреждениях.
Педагогический менеджмент включает следующие уровни: управление деятельностью педагогического коллектива; управление деятельностью педагога; управление деятельностью учащегося. Главные задачи педагогического менеджмента — постановка целей и задач; планирование процесса; ресурсное обеспечение процесса; обеспечение высокой мотивации участников; контроль и координация процесса; анализ результатов.
Менеджмент в сфере образования и воспитания имеет такие специфические особенности, как непосредственное и личностно включенное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса; необходимость дифференциации и индивидуализации образовательных услуг; зависимость функционирования организации от поведения потребителей; сложность определения параметров качества; необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями и другие.
Показана роль руководителя образовательного учреждения, выступающего в качестве лидера, и выделены лидерства, которые необходимы руководителю образовательного учреждения, для того чтобы его организация считалась успешной (техническое, человеческое, образовательное, символическое, культурное лидерство). Для успешного обеспечения целостного образовательного процесса руководитель должен умело сочетать в себе и своей работе различные типы лидерства, нести опыт разностороннего построения образовательной действительности как среды полноценного формирования личности обучаемых и дееспособного труда педагогического коллектива.
Ключевые слова: педагогический менеджмент, образовательные системы, управление образовательным процессом, менеджмент в образовании, типы лидерства.
Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (495) 374-74-59. Эл. адрес:
sitarov@mail.ru
Библиограф. описание: Ситаров В. А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 18–24.
Дата поступления: 20.06.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Беспалько, В. П. (1989) Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика. 192 с.
Конаржевский, Ю. А. (2000) Менеджмент и внутришкольное управление. М. : Центр «Педагогический поиск». 222 с.
Мескон, М. Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. (1997) Основы менеджмента : пер. с англ. М. : Дело. 704 с.
Симонов, В. П. (2009) Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании : учеб. пособие. М. : Высшее образование ; Юрайт-Издат. 357 с.
Ситаров, В. А., Смирнов, А. И. (2006) Культура предпринимательства: теория и практика. М. ; Вологда : Полиграфист. 192 с.
|