Аннотация ♦ В статье анализируется проблема взаимодействия муниципального органа управления образованием с учреждениями профессионального образования в едином муниципальном образовательном пространстве. Данный фактор призван обеспечить высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения в рамках муниципалитета, что способствует формированию новой модели педагогической подготовки, прогнозирующей качественно новый профессиональный педагогический потенциал.
Представлена и описана многоуровневая, многокомпонентная модель взаимодействия субъектов муниципального образования. Данная структура может быть создана как на базе муниципального органа управления образованием, так и на базе ведущего территориального педагогического вуза. Рассматриваемая межведомственная структура «Муниципальный центр мониторинга и прогнозирования обеспеченности системы образования педагогическими кадрами» функционально может решать поставленные задачи в процессе совместной межведомственной мониторинговой и прогностической деятельности по выявлению потребности муниципальной системы образования в педагогических кадрах различной специализации.
Также субъектами правоотношений могут выступать центры занятости населения, вузы, ссузы, местные (муниципальные) органы управления образованием, которые в перспективе будут координировать участие компонентов модели взаимодействия в комплексном социально-экономическом развитии территории.
По результатам выявления потребности муниципального образования в подготовленных педагогических кадрах логически выстраиваются системы профильного образования и профориентационной работы, которые можно считать факторами поддержки развития педагогического образования.
Ключевые слова: управление образованием, муниципальное управление образование, муниципалитет, муниципальное образовательное пространство, взаимодействие образовательных учреждений, поддержка педагогического образования.
Романюк Лариса Валерьевна — доктор педагогических наук, профессор, начальник Управления аспирантуры, докторантуры и научной работы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: + 7 (499) 374-63-41. Эл. адрес:
lora1408@mail.ru
Скударёва Галина Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Московского государственного областного гуманитарного института. Адрес: 142605, Россия, Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. 2-й Пятилетки, д. 6. Тел.: +7 (496) 422-21-62. Эл. адрес:
fdp@mgogi.ru
Библиограф. описание: Романюк Л. В., Скударёва Г. Н. Муниципальное управление образованием как фактор поддержки развития педагогического образования // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 223–234.
Беляков, С. А. (2008) Образовательная политика и управление образованием // Университетское управление: практика и анализ. № 6 (58). С. 12–31.
Проект Концепции поддержки развития педагогического образования размещен для общественного обсуждения на сайтах ведущих российских педагогических вузов (2014) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. 14 января. URL: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3875 [архивировано в Archive.Today] (дата обращения: 10.01.2014).
Скударёва, Г. Н. (2008) Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве : дис. … канд. пед. наук. М. 215 с.
Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003) [Электронный ресурс] // Российская газета. Доп. выпуск № 3316. 8 октября. URL: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.04.2014).