Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №3

Позняков В. П., Титова О. И. Отношение предпринимателей к конкуренции: гендерные различия

(Институт психологии РАН, Московский гуманитарный университет),
(Сибирский институт бизнеса, управления и психологии,
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева)

Аннотация ♦ Данная статья продолжает изложение результатов серии проведенных авторами исследований гендерных различий делового взаимодействия предпринимателей. Конкуренция является одним из основных видов экономического взаимодействия, в то же время субъективная ее сторона изучена в социальной психологии крайне мало.

Взаимодействие предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин имеет межгрупповой характер, поскольку гендер является одним из первичных критериев социальной категоризации, что позволяет в процессе общения относительно легко устанавливать границы группы. Кроме того, социально-психологическая плотность групп мужчин и женщин в бизнесе достаточно высока, поскольку в сфере обслуживания и торговли доля предпринимателей-женщин и предпринимателей-мужчин практически одинакова, а напряженность конкуренции способствует росту интенсивности их контактов.

Деловое взаимодействие определяется нами как деятельность предпринимателей по обмену ресурсами (сырье, рынки сбыта, технологии производства, власть, социальные связи, деньги) с целью восполнения дефицита ресурсов и (или) преумножения имеющихся. Ранее в исследовании обыденных представлений предпринимателей о конкуренции нами были выделены конкуренция за экономические ресурсы (чаще встречается среди женщин) и конкуренция-соревнование за личные достижения (чаще встречается среди мужчин).

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических отношений предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин к конкуренции (2001–2007 гг., г. Москва, Центральный регион, Восточная Сибирь). Теоретической основой исследования выступает концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности и экономической деятельности. Среди показателей, характеризующих субъективную сторону конкуренции, изучались отношение к мотивации участия в конкуренции и к ресурсам конкурентоспособности в бизнесе.

Выявлено, что мужчины оценивают мотивацию к конкуренции у предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин как подобную друг другу. По оценкам женщин, мотивация к конкуренции у предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин различна. Согласно представлениям респондентов-женщин, предприниматели-женщины мотивированы к конкуренции стремлением к признанию в обществе и авторитету в предпринимательском сообществе, в то время как предприниматели-мужчины — независимостью и возможностями реализовывать новые проекты.

В оценках значимости ресурсов, определяющих конкурентоспособность в бизнесе представителей разных гендерных групп, наиболее важными для обеих групп признаются знание своих конкурентов и профессионализм персонала. Гендерные различия связаны с тем, что способность к риску оценивается как ресурс конкурентоспособности предпринимателей-мужчин, а умение найти подход к людям — как ресурс конкурентоспособности предпринимателей-женщин.

Ключевые слова: предприниматели, социальная психология, экономическая психология, гендер, психологическое отношение, деловое взаимодействие, конкуренция, мотивация конкуренции, конкурентоспособность.


Позняков Владимир Петрович — доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, член-корреспондент Международной академии психологических наук (МПАН). Адрес: 129366, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел.: +7 (495) 682-72-70. Эл. адрес: pozn_v@mail.ru

Титова Ольга Ивановна — кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии Сибирского института бизнеса, управления и психологии, доцент кафедры психологии управления Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Адрес: 660037, Россия, г. Красноярск, ул. Московская, д. 7А. Тел./факс: +7 (391) 264-55-29. Эл. адрес: 944058@mail.ru

Скачать

Библиограф. описание: Позняков В. П., Титова О. И. Отношение предпринимателей к конкуренции: гендерные различия // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 197–206.

Дата поступления: 12.05.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Журавлев, А. Л., Емельянова, Т. П. (2009) Психология больших социальных групп как коллективных субъектов // Психологический журнал. Т. 30. № 3. С. 5–15.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1993) Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал. Т. 14. № 6. С. 23–34.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1994) Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования. №. 5. С. 61–68.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1995) Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : Институт психологии РАН. 58 с.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М. : Институт психологии РАН. 480 с.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П., Титова, О. И. (2008) Гендерные особенности конкуренции и партнерства // Наука. Культура. Общество. № 4. С. 102–115.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П., Титова, О. И. (2013) Психологические отношения российских предпринимателей к конкуренции и партнерству: гендерный аспект // Психологические исследования проблем современного российского общества / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН. 502 с. С. 287–310.

Журавлев, А. Л., Сумарокова, В. А. (2012) Региональные и половые различия доверия предпринимателей к разным видам организаций // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 36–45.

Позняков, В. П. (1992) Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. № 4–5. C. 14–17.

Позняков, В. П. (2000) Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности // Психологический журнал. Т. 21. № 6. С. 38–50.

Позняков, В. П. (2001) Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Институт психологии РАН. 240 с.

Позняков, В. П. (2002) Психологические отношения в условиях изменения форм собственности : дис. ... д-ра психол. наук. М. 346 с.

Позняков, В. П. (2012) Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. Т. 33. № 5. С. 5–15.

Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2009) Деловое партнерство как одна из форм деловой активности предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 36–43.

Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2011) Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 100–103.

Позняков, В. П., Груздева, Е. А. (2013) Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 226–234.

Позняков, В. П., Титова, О. И. (2002) Психологические отношения российских предпринимателей: гендерные особенности // Вестник РГНФ. № 3. С. 162–172.

Позняков, В. П., Титова, О. И. (2005) Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности // Проблемы экономической психологии. Т. 2 / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Институт психологии РАН. 469 с. С. 181–204.

Позняков, В. П., Филинкова, Е. Б. (1998) Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. № 5. С. 32–43.

Титова, О. И. (2007) Гендерные различия отношений российских предпринимателей к конкуренции и партнерству : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. 26 с.

Титова, О. И. (2011) Гендерные особенности делового взаимодействия в управленческой деятельности // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. № 4. С. 179–185.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»