Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2014 / №3
Никуло Е. А. Социально-психологические характеристики ответственного отношения предпринимателей к представителям разных социальных групп
Исследование проводится при поддержке РГНФ (грант № 13-36-01275, проект «Социально-психологические факторы ответственного отношения в деловом взаимодействии»).
(Институт психологии РАН)
Аннотация ♦ Исследование проблемы отношения предпринимателей к разным группам других участников делового взаимодействия, в частности к партнерам, наемным работникам, конкурентам и пр., имеет как теоретическое, так и практическое значение. В центре исследования стоят вопросы, связанные с изучением ответственности как психологического отношения к другим людям в деловом взаимодействии.
Центральной категорией исследования выступает ответственное отношение как отдельный вид психологических отношений. Он определяется как комплекс эмоционально окрашенных представлений и оценок, характеризующихся разной степенью держать ответ за качественные характеристики отношений в деловом взаимодействии. Принятие ответственности отражается в степени ориентации на сотрудничество, понимание другого участника делового взаимодействия, толерантное, терпимое отношение и ограничение доминирования в деловом взаимодействии.
Исследование ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия проводилось в период с 2009 по 2012 г. В опросе приняли участие 203 предпринимателя. Было выявлено, что ответственное отношение предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия как вид психологических отношений взаимосвязано с ретроспективной оценкой содержательных составляющих делового взаимодействия, их актуальной оценкой и прогнозом его изменения в будущем.
Выполняя функцию социальной ориентации, ответственное отношение предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия характеризуется дифференцированным характером, сочетанием устойчивости и изменчивости в зависимости от роли, которую играют другие участники делового взаимодействия. Партнеры и заказчики занимают особое место в структуре социальных связей, ответственное отношение к ним устойчиво независимо от оценки прошлого опыта взаимодействия как негативного, а также негативные оценки актуального состояния взаимодействия.
Ключевые слова: российские предприниматели, социальная психология, экономическая психология, психология предпринимательства, социальное взаимодействие, психологические отношения, ответственное отношение, ответственность.
Никуло Екатерина Александровна — кандидат психологических наук, психолог-консультант ООО «Центр эмоционально-образной терапии», г. Москва. Адрес: 123103, Россия, г. Москва, ул. Маршала Тухачевского д. 51. Тел.: +7 (499) 755-76-71. E-mail:
e.gruzdeva@gmail.com
Библиограф. описание: Никуло Е. А. Социально-психологические характеристики ответственного отношения предпринимателей к представителям разных социальных групп // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 245–257.
Дата поступления: 30.05.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бодров, В. А., Луценко, А. Г. (1991) Профессиональная ответственность как психологическая категория субъекта деятельности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М. : Ин-т психологии АН СССР. 234 с. С. 157–167.
Вавакина, Т. С. (2011) Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству : дис. … канд. психол. наук. М. 219 с.
Вавакина, Т. С., Позняков В. П. (2013) Трансформация форм взаимодействия экономических субъектов: ресурсно-ценностный подход // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию А. В. Брушлинского (10–11 октября 2013 г., Москва) : в 3 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН. Т. 2. 502 с. С. 228–231.
Дементий, Л. И. (2005) Ответственность личности — как свойство субъекта жизнедеятельности : дис. … д-ра психол. наук. М. 357 с.
Дорофеев, Е. Д. (1994) Внутригрупповая ответственность в условиях совместной деятельности : дис. … канд. психол. наук. М. 152 с.
Емельянова, Т. П. (2013) Социальная ответственность в представлениях членов больших групп общества // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию А. В. Брушлинского (10–11 октября 2013 г., Москва) : в 3 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН. Т. 2. 502 с. С. 250–253.
Журавлев, А. Л. (1988) Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. Т. 9. № 6. С. 53–64.
Журавлев, А. Л. (2011) Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М. : Институт психологии РАН. 560 с.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1993) Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал. Т. 14. № 6. С. 23–34.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1994) Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования. № 5. С. 61–68.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1995) Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : Институт психологии РАН. 58 с.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М. : Институт психологии РАН. 480 с.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П., Титова, О. И. (2008) Гендерные особенности конкуренции и партнерства // Наука. Культура. Общество. № 4. С. 102–115.
Купрейченко, А. Б. (2001) Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров) : дис. … канд. психол. наук. М. 185 с.
Купрейченко, А. Б., Журавлев, А. Л. (1999) Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Институт психологии РАН. 276 с. С. 89–109.
Купрейченко, А. Б., Журавлев, А. Л. (2001) Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий // Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Социум ; Институт психологии РАН. 288 с. С. 36–59.
Муздыбаев, К. (2010) Психология ответственности / под ред. В. Е. Семенова. 2-е изд., доп. М. : Книжный дом «Либроком». 248 с.
Муконина, М. В. (2002) Типы профессионально ответственного отношения работников опасного производства в разных организационно-экономических условиях : дис. … канд. психол. наук. М. 185 с.
Никуло, Е. А. (2013) Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия : дис. … канд. психол. наук. М. 195 с.
Пиаже, Ж. (2006) Моральное суждение у ребенка. М. : Академический проект. 480 с.
Позняков, В. П. (1992) Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. № 4–5. C. 14–17.
Позняков, В. П. (2000) Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности // Психологический журнал. Т. 21. № 6. С. 38–50.
Позняков, В. П. (2001) Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Институт психологии РАН. 240 с.
Позняков, В. П. (2002) Психологические отношения в условиях изменения форм собственности : дис. ... д-ра психол. наук. М. 346 с.
Позняков, В. П. (2012) Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. Т. 33. № 5. С. 5–15.
Позняков, В. П. (2013) Динамика доверия российских предпринимателей к различным организациям // Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / отв. ред. А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсиянова. М. : Изд. дом НИУ ВШЭ. 564 с. С. 305–332.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2009) Деловое партнерство как одна из форм деловой активности предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 36–43.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2011) Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 100–103.
Позняков, В. П., Груздева, Е. А. (2013) Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 226–234.
Позняков, В. П., Титова, О. И. (2002) Психологические отношения российских предпринимателей: гендерные особенности // Вестник РГНФ. № 3. С. 162–173.
Позняков, В. П., Титова, О. И. (2005) Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности // Проблемы экономической психологии : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Институт психологии РАН. Т. 2. 644 с. С. 181–204.
Позняков, В. П., Филинкова, Е. Б. (1998) Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. № 5. С. 32–43.
Социальная психология (2002) : учеб. пособие для вузов / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков, Е. Н. Резников, С. К. Рощин, В. А. Соснин, В. А. Хащенко ; отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Пер Сэ. 351 с.
Сушков, И. Р. (2008) Психологические отношения человека в социальной системе. М. : Институт психологии РАН. 412 с.
Титова, О. И. (2007) Гендерные различия отношений российских предпринимателей к конкуренции и партнерству : дис. ... канд. психол. наук. М. 167 с.
Филинкова, Е. Б. (2001) Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью : дис. ... канд. психол. наук. М. 166 с.
Berkowitz, L. (1972) Social Norms, Feelings, and Other Factors Affecting Helping Behavior and Altruism // Advances in Experimental Social Psychology / ed. by L. Berkowitz. N. Y. ; L. : Academic Press. Vol. 6. ix, 310 p. Р. 63–108.
Latané, В., Darley, J. M. (1968) Group Inhibition of Bystander Intervention in Emergencies // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 10. No. 3. Р. 215–221.
Latané, В., Darley, J. M. (1970) The Unresponsive Bystander: Why Doesn't He Help? N. Y. : Appleton-Century-Crofts. xii, 131 p.
Staub, E. (1974) Helping a Distressed Person: Social, Personality, and Stimulus Determinants // Advances in Experimental Social Psychology / ed. by L. Berkowitz. N. Y. ; L. : Academic Press. Vol. 7. vii, 354 p. Р. 293–341.
|