Моцарт Е.-Н. Ю. Романтическая трансформация образа Фауста у Н. Ленау
(Литературный институт им. А. М. Горького)
Аннотация ♦ Настоящая статья посвящена романтической трансформации образа Фауста на материале поэмы Николауса Ленау «Фауст». Образ Фауста продолжает жить и переосмысливаться в искусстве и в XXI в., в связи с чем выбранная исследователем тема представляется интересной и актуальной как для отечественного, так и для мирового литературоведения.
Автор уделяет особое внимание стадиям духовной и личностной гибели главного героя поэмы (физическая гибель Фауста как апофеоз распада его личности и души), развитию образа Мефистофеля как «антитворца» и «контекстуального» антипода образа Фауста.
Выделяются две составляющие образа главного героя у Ленау — внешняя и внутренняя, которые, в свою очередь, оказываются объединенными в одно целое. Утверждается о предопределенности судьбы Фауста, вследствие которой оказывается изначально невозможным финал, где смерть героя была бы в соответствии с эстетикой романтизма победой над миром и земной оболочкой, очищением и освобождением от оков жизни.
В статье подчеркивается, что главный герой поэмы сочетает в себе и Добро (отождествляется с Богом), и зло (отождествляется с дьяволом), поэтому основной конфликт сосредоточен именно в нем самом: внешняя борьба между Добром и злом оказывается, в сущности, безличной, почти полностью скрытой от читателя, проходящей где-то на заднем плане. Эстетика романтизма в образе Фауста Ленау достигает своего апогея, утверждая неразрешимость конфликта — как внутреннего, так и внешнего, — а также затрагивая вполне деистическую проблему полного или частичного невмешательства Создателя в земные дела после Сотворения мира. Поэма Ленау «Фауст» представляет собой, таким образом, историю катастрофы духа.
Моцарт Елена-Неола Юлиановна — соискатель кафедры зарубежной литературы Литературного института им. А. М. Горького. Адрес: 123104, Россия, г. Москва, Тверской б-р, д. 25. Тел.: +7 (495) 694-06-81. Эл. адрес: mozart_jj@mail.ru. Научный руководитель — канд. филол. наук, проф. С. Б. Джимбинов.
Библиограф. описание: Моцарт Е.-Н. Ю. Романтическая трансформация образа Фауста у Н. Ленау // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 306–312.
Байрон, Дж. Г. (1981) Манфред (драматическая поэма) / пер. с англ. И. А. Бунина // Байрон Дж. Г. Собр. соч. : в 4 т. М. : Правда. Т. 4. Драматургия. 496 с. С. 5–52.
Румянцева, И. С. (2010) Эволюция романтического героя в поэмах Николауса Ленау «Фауст» и «Дон Жуан» : дис. … канд. филол. наук. СПб. 287 с.
Федоров, Ф. П. (2004) Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика. М. : МИК. 368 c.
Byron, G. G. (1905) Manfred (A Dramatic Poem) // The Poetical Works of Byron / ed. by Paul Elmer More. Boston ; N. Y. : Houghton Mifflin. 1055 p. P. 478–497.
Goethe, J. W. (1977) Faust (Eine Tragödie) // Goethe J. W. Faust (Eine Tragödie) : in 2 Bd. Leipzig : Verlag von Philipp Reclam jun. Bd. 1 (Der Tragödie erster Teil). 158 s.
Lenau, N. (1911) Faust // Lenau N. Sämtliche Werke und Briefe : in 6 Bd. / Hrsg. von E. Castle. Bd. 2: Faust, Helena, Savonarola, Albigenser, Don Juan. Leipzig : Insel-Verlag. 451 s. S. 1–124.