Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №3

Грачев А. А., Кузнецова А. И. Мотивационные характеристики в представлении о партнере по деловому взаимодействию у студентов-экономистов

(Московский гуманитарный университет, Институт психологии РАН),
(Московский гуманитарный университет)

Аннотация ♦ В статье обосновывается необходимость обучения студентов-экономистов деловому взаимодействию в форме партнерства. Показывается, что такое взаимодействие может иметь три вида — дефицитарное, самореализующее и духовное. Определяется, что одним из существенных компонентов делового взаимодействия, направленного на реализацию интересов сторон, являются адекватные образы партнеров по взаимодействию.

В эмпирическом исследовании, проведенном в 2013 г. в группе студентов (174 чел.) экономического факультета одного из вузов Санкт-Петербурга, изучены коммуникативные ориентации и представления студентов о будущем партнере по деловому взаимодействию. Определен достаточный уровень коммуникативных ориентаций у студентов-экономистов, который обеспечивает хорошие коммуникативные предпосылки для успешного делового взаимодействия: студенты в полной мере как отдают, так и принимают контакты, проявляют и принимают теплые чувства. Стремление влиять на других у студентов выражено выше среднего, но принятие влияния, стремление подчиняться выражено в средней степени, что характерно для руководителей среднего уровня.

Образ типичного коллеги в представлении студентов имеет более негативное содержание по сравнению с представлениями о нем опытных работников и требует коррекции в процессе обучения. Так, студенты представляют себе будущего коллегу ленивым и ориентированным только на личную выгоду. Опытные работники, напротив, показывают более позитивный образ коллеги, который, хотя и ориентирован в высокой степени на материальное благополучие и безопасную работу, в то же время стремится к благоприятным взаимоотношениям и к оказыванию бескорыстной помощи коллегам. Образ же идеального коллеги в представлении студентов имеет более позитивное содержание.

Ключевые слова: деловое взаимодействие, виды взаимодействия, партнерство, коммуникативные ориентации, типичный партнер, идеальный партнер.


Грачев Александр Алексеевич — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, ведущий научный сотрудник Института психологии Российской академии наук. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: agrat50@mail.ru

Кузнецова Арина Игоревна — магистр психологии, аспирант кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: kuz-arina@yandex.ru. Научный руководитель — д-р психол. наук, проф. А. А. Грачев.

Скачать

Библиограф. описание: Грачев А. А., Кузнецова А. И. Мотивационные характеристики в представлении о партнере по деловому взаимодействию у студентов-экономистов // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 269–277.

Дата поступления: 30.05.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бодалев, А. А. (1982) Восприятие и понимание человека человеком. М. : Изд-во Моск. ун-та. 200 с.

Вавакина, Т. С., Позняков, В. П. (2013) Образ делового партнера в представлениях российских предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 217–224.

Грачев, А. А. (2008) Психологическое проектирование производственной организации. СПб. : Ин-т практической психологии. 187 с.

Грачев, А. А. (2009) Организационная среда и реализация жизненных ориентаций работника // Психологический журнал. Т. 30. № 3. С. 28–38.

Грачев, А. А., Русалинова, А. А. (2011) Промышленная социальная психология // Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. и др. Социальная психология : учеб. пособие. М. : Форум. 416 с. С. 305–337.

Журавлев, А. Л. (2005) Психология совместной деятельности. М. : Изд-во Института психологии РАН. 640 с.

Панферов, В. Н. (2002) Психология человека. Душа и тело, организм и психика. Функции психики, структура психики. СПб. : Изд-во В. А. Михайлова. 252 с.

Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2009) Деловое партнерство как одна из форм деловой активности предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 36–43.

Рукавишников, А. А. (1992) Опросник межличностных отношений. Ярославль : Психодиагностика. 47 с.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»