Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2014 / №3
Головушкин Д. А. Феномен религиозного обновления: теоретико-методологические аспекты исследования
(Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург)
Аннотация ♦ Религиозное обновление как проблема научного и богословского дискурса, получила оформление в начале XX в. в связи со стремительным развертыванием проекта модерна, вызвавшего в России, странах Западной Европы и исламского мира волну религиозного модернизма и фундаментализма. Сегодня понятие религиозного обновления широко используется для характеристики религиозных процессов и явлений, возникших в результате взаимодействия между религией как динамичной духовно-социальной подсистемой и обществом, как социальной системой, находящейся в процессе развития. Однако к настоящему времени религиоведение еще не выработало интегративного подхода к осмыслению феномена религиозного обновления, который позволил бы выяснить, почему для религиозных движений разных религиозных традиций именно обновление становится формой их самовыражения и что объединяет их в этом намерении.
Обращение к опыту развития обновленческого движения в русском православии в начале XX в. свидетельствует, что его представители (К. Аггев, М. Чельцов, архимандрит Михаил (Семенов)), понимали под религиозным обновлением возможность творческого развития религии с упором на динамичные основы православия — Священное Предание.
Католический модернизм видит задачи религиозного обновления в осовременивании церкви, в обретении ей универсального характера и способностей понять любую другую культуру. В то же время, как показывают публичные выступления лидеров католической церкви (И. Ратцингер), это осовременивание не мыслится без обращения к основам христианства.
Исламские богословы понимают под религиозным обновлением процесс обнаружения истоков, основ религии. При этом исламские реформаторы считают, что обращение к Корану и Сунне при их надлежащей интерпретации даст необходимый ключ к адекватному решению актуальных проблем современности.
Все это свидетельствует о том, что феномен религиозного обновления складывается на периферии религиозного фундаментализма и религиозного модернизма, сочетая в себе черты обоих. В пользу данной оценки говорят также существующие теоретико-методологические исследования в данной области (М. Марти, Л. Каплан, M. Ризебродт, П. Гуревич), которые доказывают, что фундаментализм и модернизм можно рассматривать как тенденцию, которая не исключает друг друга.
Таким образом, сквозь призму дизъюнкции фундаментализм / модернизм, автор предлагает социально-философскую концептуализацию феномена религиозного обновления и одновременно удобный эвристический механизм для анализа сложных форм религиозности.
Ключевые слова: религиозное обновление, религиозный модернизм, религиозный фундаментализм.
Головушкин Дмитрий Александрович — кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Адрес: 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 20, ком. 214. Тел.: +7 (812) 312-99-25. Эл. адрес:
golovushkinda@mail.ru
Библиограф. описание: Головушкин Д. А. Феномен религиозного обновления: теоретико-методологические аспекты исследования // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 107–115.
Дата поступления: 18.12.2013 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абу Бакр. (2010) Обновление религии: между возвращением к истокам и искажением // Аль-Ваъй. № 281. С. 10–16.
Абу Дауд. (2009) Об упоминающемся о столетнем веке // Сунан Абу Дауда : сборник хадисов. Казань : Иман. 888 с. С. 688.
Аггеев, К. (1907) Реформа или реформация // Век. № 1. С. 1–2.
Гуревич, П. С. (1995) Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации // Общественные науки и современность. № 4. С. 154–162.
Левин, З. И (2003) Хранители Слова и блюстители Духа Откровения // Фундаментализм. М. : Институт востоковедения РАН ; Изд-во «Крафт+». 264 с. С. 13–48.
Майка, Ю. (1994) Социальное учение католической церкви. Рим ; Люблин : Изд-во Святого Креста. 480 c.
Михаил (Семенов, Павел Васильевич) (1908) Беседы против сектантов. М. : Союз старообрядческих начетников. 54 c.
Оден, Т. К. (2003) После модернизма. Что впереди?.. Минск : Б. и. 239 с.
Троицкий, С. В. (1908) Что такое модернизм: Энциклика Пия X «Pascendi Dominici gregis» и ее значение. СПб. : Тип. Монтвида. 66 с.
Флоровский, Г. В. (2006) Пути русского богословия. Минск : Изд-во Белорусского Экзархата. 607 с.
Чельцов, М. (1907) Сущность церковного обновления. СПб. : Тип. «Отто Унфуг». 15 с.
Шажинбатын, А. (2007) Фундаментализм и обновленчество в религии // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 135–137.
Caplan, L. (1987) Introduction // Studies in Religious Fundamentalism / ed. by L. Caplan. Albany : State University of New York Press. x, 216 p. Р. 1–24.
Marty, M. E. (2003) Fundamentalism // Encyclopedia of Science and Religion : in 2 vols. / еd. by J. Wentzel Vrede van Huyssteen. N. Y. : Macmillan Reference ; Thomson Gale. Vol. 1. xxxviii, 476 p. P. 345–347.
Ratzinger, J., Messori, V. (1985) The Ratzinger Report: An Exclusive Interview on the State of the Church. San Francisco, CA : Ignatius Press. 197 p.
Riesebrodt, M. (2004) Die fundamentalistische Erneuerung der Religionen // Fundamentalismus. Politisierte Religionen / hrsg. von Kilian Kindelberger. Potsdam : Brandenburgische Landeszentrale fűr politische Bildung. 107 s. S. 10–27.
|