Флиер А. Я. Понимание истории в контексте культуры
(Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева)
Аннотация ♦ В статье анализируется специфическая роль культуры в социальной эволюции, выражаемая в отношении к историческому времени.
Для первобытной стадии социальной эволюции было характерно смутное знание о прошлом, сакрализация настоящего и практически полное отсутствие представлений о будущем. Для аграрной стадии показательной была сакрализация прошлого, терпимое отношение к настоящему и эсхатологическое представление о будущем как о посмертном состоянии человека. Для индустриальной стадии характерной стала полная инверсия представлений о времени в сравнении с аграрной эпохой. Теперь наоборот, прошлое отвергалось как неудачный опыт, настоящее рассматривалось как ситуация преобразования порядков социального устроения жизни, а вот будущее трактовалось как идеальное состояние жизни общества, которое нужно сознательно построить. Для постиндустриальной стадии социальной эволюции специфичен отказ от крайностей отрицания прошлого и восторженного ожидания светлого будущего. Современное восприятие времени характерно возвращением к повышенному вниманию к настоящему как к единственной социальной реальности, данной нам в ощущениях.
В статье рассматриваются варианты интерпретации описанной динамики отношения ко времени с позиций цивилизационизма, эволюционизма и синергетической теории. Автором поддерживается синергетическая интерпретация и высказывается гипотеза о том, что история культуры в ее традиционных формах и функциях близка к завершению. Далее должна произойти трансформация всей системы социальной регуляции общественной жизни от традиции к более рациональным формам, детерминированным человеческим разумом.
Ключевые слова: теория культуры, историософия, понимание прошлого, понимание настоящего, понимание будущего, смысл истории, смысл культуры, понимание времени, синергетика.
Флиер Андрей Яковлевич — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Экспериментально-аналитического центра развития образовательных систем в сфере культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева. Адрес: 129366, Россия, Москва, ул. Космонавтов, д. 2. Тел.: +7 (495) 686-13-19. Эл. адрес:
andrey.flier@yandex.ru
Библиограф. описание: Флиер А. Я. Понимание истории в контексте культуры // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 58–67.
Берлин, И. (2001) Две концепции свободы // Берлин И. Философия свободы. Европа. М. : Новое литературное обозрение. 448 с. C. 135–231.
Дьяконов, И. М. (1994) Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М. : Наука ; Восточная литература. 384 с.
Костина, А. В., Флиер, А. Я. (2009) Три типа культуры — три функциональные стратегии жизнедеятельности // Вестн. Челябинской гос. академии культуры и искусств. Т. 18. № 2. С. 23–36.
Ле Гофф, Ж. (2002) Другое средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета. 328 с.
Ле Гофф, Ж. (2011) Герои и чудеса Средних веков. М. : Текст. 220 [4] с.
Маклюэн, М. (2003) Понимание медиа: внешние расширения человека. М. : Канон-Пресс-Ц ; Кучково поле. 464 с.
Малиновский, Б. (2004) Динамика культурных изменений: Исследование расовых отношений в Африке // Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М. : РОСCПЭН. 959 с. С. 7–210.
Назаретян, А. П. (2004) Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (Синергетика — психология — прогнозирование). М. : Мир. 368 с.
Пелипенко, А. А. (2007) Дуалистическая революция и смыслогенез в истории. М. : МГУКИ. 434 с.
Флиер, А. Я. (2011) Вектор культурной эволюции // Обсерватория культуры. № 5. С. 4–16.
Флиер, А. Я. (2013) Культурная среда и ее социальные черты [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 2 (март — апрель). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.02.2014).
Флиер, А. Я. (2014) Очерки теории исторической динамики культуры // Флиер А. Я. Избранные работы по теории культуры. М. : Согласие ; Артем. 560 с. С. 17–300.
Хабермас, Ю. (2003) Философский дискурс о модерне. М. : Весь мир. 416 с.
Хачатурян, В. М. (2009) «Вторая жизнь» архаики: архаизующие тенденции в цивилизационном процессе. М. : Academia. 290 [1] с.
Шильдер, Н. К. (1897) Император Александр Первый. Его жизнь и царствование : в 4 т. СПб. : Изд. А. С. Суворина. Т. 2. 408 с.
Штомпель, О. М., Штомпель, Л. А. (2010) Архаизация современной культуры: необходимость или случайность? // Ценности и смыслы. № 4. С. 35–43.
Элиаде, М. (1998) Миф о вечном возвращении: архетипы и повторяемость. СПб. : Алетейя. 249 с.
Bell, D. (1973) The Coming of Post-industrial Society: A Venture of Social Forecasting. N. Y. : Basic Books. xiii, 507 р.
Brzeziński, Z. K. (1970) Between Two Ages: America's Role in the Technetronic Era. N. Y. : Viking Press. xvii, 334 р.
Christian, D. (2004) Maps of Time: An Introduction to Big History. Berkeley : University of California Press. xxii, 642 р.
Fourastie, J. (1974) Prévision, futurologie, prospective: Cours de l'Institut d'Études Politiques de Paris. Paris : Les Cours de droit. 113 р.
McLuhan, M., Fiore, Q. (1968) War and Peace in the Global Village. N. Y. : Bantam Books. 190 р.
Radcliffe-Brown, A. R. (1952) Structure and Function in Primitive Society. Glencoe, IL : The Free Press. vii, 219 р.
Sklair, L. (1970) The Sociology of Progress. L. : Routledge & Kegan Paul. xvi, 272 р.
Spier, F. (2005) How Big History Works: Energy Flows and the Rise and Demise of Complexity // Social Evolution & History. Vol. 4. No. 1. Р. 87–135.
Touraine, A. (1969) La Societé post-industrielle. Naissance d’une société. Paris : Denoël ; Gonthier. 315 р.