Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №3

Филиппова Г. Г., Василенко Е. В. Представления о возрастной периодизации детства в средневековой Руси

(Московский гуманитарный университет)

Аннотация ♦ В современном мире проблемы, связанные с развитием и воспитанием детей, отношением к детям и родительству приобретают все большее значение. В психологии признается связь представлений о ребенке и границах детства с культурно-историческими особенностями общества.

В статье рассматриваются представления о возрастных границах детства, которые бытовали в средневековой Руси. Этот период для нашего исследования может считаться начальным, поскольку первые зафиксированные сведения об отношении к детям в исторических источниках появляются только в это время. Источниками для нас выступили: проповеди, апокрифы, уставы, путевые заметки, памятники старинной русской литературы.

На основании анализа этих исторических источников нами были выделены и описаны представления о следующих возрастных периодах: от рождения до 6–7 лет (младенец, ребенок, дитя); с 6–7 до 12 лет (дитя, чадо); с 12–15 лет (отрочество). До 6–7 лет не предполагается трудовой или какой-либо иной социальной занятости ребенка, сам он находится под опекой родственников. Главным его занятием являлась игра, а основными функциями взрослых — забота о ребенке. После 6–7 лет начинается обучение грамоте, приучение к семейному труду, а с 12–15 лет — к ремесленному производству. В отрочестве уже появляется приучение к правилам социального поведения, принятие ответственности за себя, а после 15 лет — и за свою семью.

Изучение эволюции отношения к детям и представлений о возрастных особенностях детей поможет оценить современные тенденции в изменениях возрастной периодизации в психологии и педагогике.

Ключевые слова: возрастная периодизация, детство, периодизация детства, средневековая Русь, русские традиции воспитания, возрастные обряды.


Филиппова Галина Григорьевна — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета, член Российского психологического общества, действительный член и преподаватель Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, член Российской ассоциации репродукции человека. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: filippova_galina@mail.ru

Василенко Елена Владимировна — аспирант кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: elvasilenk82@gmail.com. Научный руководитель — д-р псих. наук, проф. Г. Г. Филиппова.

Скачать

Библиограф. описание: Филиппова Г. Г., Василенко Е. В. Представления о возрастной периодизации детства в средневековой Руси // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 277–286.

Дата поступления: 30.05.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. (1985) / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М. : Педагогика. 363 с.

Арьес, Ф. (1999) Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. 415 с.

Белик, А. А. (2001) Психологическое направление в этнологии США // Белик А. А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т. 378 с. С. 33–112.

Белов, В. И. (2013) Лад. Очерки народной эстетики / отв. ред. О. А. Платонов. М. : Институт русской цивилизации. 512 с.

Бернштам, Т. А. (2000) Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб. : Петербургское Востоковедение. 400 с.

Борисов, Н. С. (2004) Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. М. : Молодая гвардия. 544 с.

Выготский, Л. С. (1983) Собр. соч. : в 6 т. / под ред. А. М. Матюшкина. М. : Педагогика. Т. 3. Проблемы развития психики. 368 с.

Ганина, С. А. (2011) Феномен детства в Древней и Средневековой Руси: социально-философский анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 3 (23). С. 66–71.

Долгов, В. В. (2006) Детство в контексте древнерусской культуры XI–XIII вв.: отношение к ребенку, способы воспитания и стадии взросления // Этнографическое обозрение. № 5. С. 72–85.

Долгов, В. В. (2007) Рождение и ранний период жизни ребенка в Древней Руси XI–XIII веков: методы ухода, обрядовая защита, ценностные приоритеты // Вестник Удмуртского университета. № 7. С. 29–40.

Зеленин, Д. К. (1994) Избр. труды. Статьи по духовной культуре. 1901–1913. М. : Индрик. 400 с.

Ибн-Даип. (1914) Известия о славянах начала X века // Русский быт. Очерки. Петроград : Изд. «Жизни для всех» ; Тип. Т-ва «Грамотность». 90 с. С. 23–26.

Кабакова, Г. И. (1999) Девушка // Славянские древности. Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. М. : Международные отношения. Т. 2: Д — К (Крошки). 704 с. С. 36–39.

Колесов, В. В. (2000) Древняя Русь: наследие в слове : в 5 кн. СПб. : СпбГУ. Кн. 1. Мир человека. 326 с.

Латышина, Д. И. (2005) История педагогики (История образования и педагогической мысли) : учеб. пособие. М. : Гардарики. 603 с.

Лаушкин, А. В. (2013) Выбор дней для княжечьих постригов в Древней Руси // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вып. 3. Третьи чтения памяти академика РАН Л. В. Милова. Материалы к международной научной конференции. Москва, 21–23 ноября 2013 г. М. : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. 556 с. С. 93–99.

Лешков, В. Н. (1858) Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII века. М. : Университетская типография. 613 с.

Лихачева, Е. О. (1899) Материалы для истории женского образования в России (1086–1856). СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича. 894 с.

Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным. (1862) СПб. 180 с. (Памятники старинной русской литературы, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. Вып. 3).

Мид, М. (1988) Культура и мир детства : избранные произведения / пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева ; сост. и послесл. И. С. Кона. М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 429 с.

Муравьева, Т. В. (2011) Иван Федоров. М. : Молодая гвардия. 338 с.

Олеарий, А. (2003) Описание путешествия в Московию / пер. с нем. А. М. Ловягина. Смоленск : Русич. 480 с.

Панченко, А. А. (2004) Отношение к детям в русской традиционной культуре // Отечественные записки. № 3. С. 31–38.

Полное собрание русских летописей (1949) : в 43 т. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР. Т. 25. Московский летописный свод конца XV века. 464 с.

Рабинович, М. Г. (1978) Очерки этнографии русского феодального города: Горожане, их общественный и домашний быт / отв. ред. В. В. Покшишевский. М. : Наука. 328 с.

Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века (1987) : сб. / под ред. В. И. Буганова, предисл. А. И. Плигузова, подг. текста А. И. Плигузова, Г. В. Семенченко, Л. Ф. Кузьминой. М. : Институт истории АН СССР. Т. 3. 167 с.

Рыбаков, Б. А. (1948) Ремесло древней Руси. М. : Изд-во АН СССР. 792 с.

Соболевский, А. И. (1894) Образованность Московской Руси XV–XVII веков: Речь, читанная на годичном акте Императорского С.-Петербургского университета 8 февраля 1892 г. Изд. 2-е. СПб. : Тип. М. Меркушева, бывш. Н. Лебедева. 26 с.

Татарский, И. А. (1886) Симеон Полоцкий. Его жизнь и деятельность : Опыт исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII века. М. : Тип. М. Г. Волчанинова. 5, 342 с.

Трубачев, О. Н. (1959) История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя / отв. ред. С. Б. Бернштейн. М. : Изд-во Академии наук СССР. 212 с.

Фасмер, М. (1986) Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. 2-е изд., стереотип. М. : Прогресс. Т. 1. 576 с.

Хвойка, В. В. (1913) Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена (по раскопкам). Киев : Тип. «Т-во Е. А. Синькевич». 102 с.

Шангина, И. И. (2000) Русские дети и их игры. СПб. : Искусство–СПБ. 296 с.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»