Аннотация ♦ В статье рассматривается ряд малоизученных психологических проблем, связанных с индустрией рекламы: психологические особенности ее создателей, в частности их нравственное самоопределение, приемлемость современной рекламы для разной аудитории. В основе исследования — концепции структуры нравственного самоопределения и феномена психологического отношения.
Автор исследует нравственное самоопределение молодых специалистов в сфере рекламы, а также потенциальной аудитории создаваемого ею продукта — молодых специалистов, не связанных с индустрией рекламы, психологов и экономистов. Были опрошены работающие по специальности студенты старших курсов факультетов рекламы, экономики, психологии Московского гуманитарного университета.
Анализ полученных результатов показал, что у опрошенных молодых людей различий в нравственном самоопределении по отношению к себе, другим людям, морали как общественному институту очень немного. При этом самоопределение по отношению к явлениям окружающего мира (рекламе) различается существенно. Молодые специалисты-психологи негативно относятся к неэтичной рекламе (эмоциональный, конативный компоненты, идентификация с персонажами и т. д.), экономисты — напротив, позитивно, рекламисты же соглашаются с непристойностью такой рекламы, но позитивно оценивают по другим параметрам. Особенно позитивно рекламисты оценивают циничную рекламу.
В статье делается заключение о необходимости продолжения исследований нравственного самоопределения по отношению к неэтичной рекламе у представителей разных профессий, о желательности формирования социально ответственного отношения рекламистов к продуктам их профессиональной деятельности в процессе их профессионального становления.
Воробьева Анастасия Евгеньевна — кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, доцент кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 129336, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1. Тел.: +7 (495) 682-01-40. Эл. адрес:
aeVorobieva@yandex.ru
Библиограф. описание: Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение в массовых коммуникациях (на примере телевизионной рекламы) // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 183–194.
Анцыферова, Л. И. (1999) Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. Т. 20. № 3. С. 5–17.
Байкова, Е. Ю., Купрейченко, А. Б. (2005) Психологическая эффективность рекламного воздействия // Проблемы экономической психологии : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Институт психологии РАН. Т. 2. 644 с. С. 368–398.
Битянова, Н. Р. (1998) Проблема саморазвития личности в психологии : аналитический обзор. М. : МПСИ ; Флинта. 48 с.
Булыгина, О. А. (2008) Образ России в наружной рекламе // Социальный мир человека : в 3 вып. Ижевск : ERGO. Вып. 2 : Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России», 25–26 июня 2008 г. / под ред. Н. И. Леонова. 448 с. С. 163–164.
Бурмакова, Ю. А. (2007) Индивидуально-личностные предпосылки профессионального развития специалистов в рекламном деле : автореф. дис. … канд. психол. наук. М. 21 с.
Воробьева, А. Е. (2007) Психологическое отношение молодежи к неэтичной телевизионной рекламе // Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М. : Институт психологии РАН. 480 с. С. 383–432.
Воробьева, А. Е. (2010) Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи : дис. … канд. психол. наук. М. 214 с.
Гордякова, О. В. (1999) Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе // Психологический журнал. Т. 20. № 4. С. 96–101.
Гордякова, О. В. (2008) Отношение россиян к образу страны в рекламе // Социальный мир человека : в 3 вып. Ижевск : ERGO. Вып. 2 : Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России», 25–26 июня 2008 г. / под ред. Н. И. Леонова. 448 с. С. 166–167.
Доценко, Е. Л. (1997) Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. : ЧеРо ; Изд-во МГУ. 344 с.
Калашникова, С. А. (2004) Адекватность профессионального самоопределения и ее проявление в развитии синдрома «профессиональное выгорание» в особых условиях деятельности : дис. … канд. психол. наук. Барнаул. 206 с.
Кафтанджиев, Х. (2008) Секс и насилие в рекламе. СПб. : Питер. 496 с.
Костина, А. В., Макаревич, Э. Ф., Карпухин, О. И. (2006) Основы рекламы. М. : КноРус. 352 с.
Купрейченко, А. Б. (2005) Восприятие юмористической рекламы молодыми потребителями // Проблемы экономической психологии : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Институт психологии РАН. Т. 2. 644 с. С. 295–343.
Купрейченко, А. Б. (2008) Концептуальные основы изучения нравственного самоопределения личности // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России : Материалы второй Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 30 июня — 1 июля 2008 г. / отв. ред. А. В. Капцов. Самара : Самар. гуманит. акад. 264 с. С. 10–15.
Купрейченко, А. Б., Воробьева, А. Е. (2003) Психологические проблемы этики в рекламе // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы : Материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. Д. Карнышева. Иркутск : Изд-во БГУЭП. 325 с. С. 154–155.
Купрейченко, А. Б., Воробьева, А. Е. (2004) Психологические факторы восприятия неэтичной рекламы молодежью // Научный поиск : сб. науч. раб. студентов, аспирантов и преподавателей / под общ. ред. А. В. Карпова. Ярославль : Яросл. гос. ун-т. 372 с. С. 194–202.
Лебедев-Любимов, А. Н. (2002) Психология рекламы. СПб. : Питер. 368 с.
Милехин, И. А. (2008) Влияние телевизионной рекламы престижных дорогих товаров на экономическую активность личности // Социальный мир человека : в 3 вып. Ижевск : ERGO. Вып. 2 : Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России», 25–26 июня 2008 г. / под ред. Н. И. Леонова. 448 с. С. 175–176.
Позняков, В. П. (2012) Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. Т. 33. № 5. С. 5–15.
Попов, Л. М., Голубева, О. Ю., Устин, П. Н. (2008) Добро и зло в этической психологии личности. М. : Институт психологии РАН. 240 с.
Пронина, Е. Е. (2000) Психологическая экспертиза рекламы. М. : РИП-холдинг. 100 с.
Спир, Е. (2005) Основные различия восприятия рекламы маркетологом и потребителем продукта [Электронный ресурс] // Marketing.ua. Международная маркетинговая группа. URL: http://www.marketing-ua.com/articles.php?articleId=276 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.03.2014).
Стернин, И. А. и др. (2001) Гендерная и возрастная специфика восприятия сюжетов российской телевизионной рекламы // Язык, коммуникация и социальная среда : межвузовс. сб. науч. тр. Воронеж : Изд-во ВГТУ. Вып 1. С. 149–157.
Сычева, Е. С. (2009) В поисках символа (особенности рекрутинга символических конструкций) // Реклама и журналистика: культурная эволюция / под общ. ред. С. А. Шомовой. М. : Издательский дом «Буквоед». 240 с. С. 114–133.
Ульяновский, А. В. (2005) Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. СПб. : Питер. 544 с.
Ушаков, В. В. (1999) Психолого-акмеологическое обеспечение рекламной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. 27 с.
Фивейская, А. Д. (2009) Особенности восприятия рекламы сотрудниками рекламных агентств : дипломная работа. М. 81 с.
Шомова, С. А. (2009) Реклама: культурный шок // Реклама и журналистика: культурная эволюция / под общ. ред. С. А. Шомовой. М. : Издательский дом «Буквоед». 240 с. С. 134–152.