Вавакина Т. С., Позняков В. П. Отношение предпринимателей к принципам и нормам социального взаимодействия и оценка эффективности делового партнерства
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 12-06-12042в, «Информационно-исследовательская база данных «Социальная психология российского предпринимательства»; грант № 12-06-18012е, «Образ российского делового партнера: региональные, гендерные и социально-психологические особенности».
(Высшая школа психологии, Институт психологии РАН),
(Институт психологии РАН, Московский гуманитарный университет)
Аннотация ♦ Данная статья продолжает изложение результатов серии проведенных авторами исследований социально-психологических факторов делового партнерства в бизнесе (2008–2012 гг.).
Деловое партнерство определяется как социальное взаимодействие экономически самостоятельных субъектов, основанное на объединении усилий деловых партнеров, направленных на реализацию их деловых интересов в рамках совместной экономической деятельности. Деловое партнерство — это сложный многоаспектный феномен, который не сводится исключительно к интеграции субъектов, обусловленной экономической необходимостью. Оно может сочетать в себе различные виды взаимодействия, в том числе и сотрудничество, и конкуренцию. Социально-психологическая функция делового партнерства заключается в стабилизации взаимоотношений экономически независимых субъектов за счет привнесения элементов интеграции в их взаимодействие. При этом происходят образование норм этого взаимодействия, выработка взаимных договоренностей и обязательств.
В статье представлены результаты эмпирического исследования (2012 г.), посвященного изучению социально-психологических факторов эффективности делового партнерства предпринимателей. Теоретической основой исследования выступает концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности и экономической деятельности. В качестве показателей эффективности делового партнерства рассматриваются оценки успешности делового взаимодействия, удовлетворенность процессом взаимодействия с деловыми партнерами и оценки эмоциональной удовлетворенности и неудовлетворенности взаимодействием с партнерами. В качестве социально-психологических факторов эффективности делового партнерства рассматриваются различные характеристики делового взаимодействия и взаимоотношений между партнерами, и в частности их отношение к принципам и нормам взаимодействия.
Исследование показало, что эффективности делового партнерства способствуют ориентация на нравственность, справедливость, равенство и взаимность как принципы взаимодействия. Препятствуют эффективности допустимость во взаимодействии манипулирования, скрытности, лицемерия и влияния партнеров друг на друга.
Вавакина Татьяна Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии Высшей школы психологии, ассоциированный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. Адрес: 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел.: +7 (495) 683-59-30. Эл. адрес:
vavakina@gmail.com
Позняков Владимир Петрович — доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, член-корреспондент Международной академии психологических наук. Адрес: 129366 Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел./факс: +7 (495) 682-72-70; +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес:
pozn_v@mail.ru
Библиограф. описание: Вавакина Т. С., Позняков В. П. Отношение предпринимателей к принципам и нормам социального взаимодействия и оценка эффективности делового партнерства // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 158–168.
Вавакина, Т. С. (2011) Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству : автореф. дис. … канд. психол. наук. М. 24 с.
Вавакина, Т. С. (2013a) Анализ представлений российских предпринимателей о деловом партнере и отношения к нему: региональные и гендерные особенности [Электронный ресурс] // Социально-экономические и психологические проблемы управления : Сб. научных статей по мат. I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 23 по 25 апреля 2013 года / под общей ред. М. Г. Ковтунович. М. : МГППУ, 2013. Ч. 1. URL: http://psyjournals.ru/files/63161/9_Vavakina.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 13.01.2014).
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1993) Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал. Т. 14. № 6. С. 23–34.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1994) Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования. № 5. С. 61–68.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1995) Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : Изд-во Института психологии РАН. 58 с.
Журавлев, А. Л., Позняков В. П. (2004) Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1. № 3. С. 46–64.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М. : Изд-во Института психологии РАН. 480 с.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П., Титова, О. И. (2008) Гендерные особенности конкуренции и партнерства // Наука. Культура. Общество. № 4. С. 102–115.
Никуло, Е. А. (2013) Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия : автореф. дис. … канд. психол. наук. М. 26 с.
Позняков, В. П. (2001) Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Изд-во Института психологии РАН. 240 с.
Позняков, В. П. (2002a) Психологические отношения в условиях изменения форм собственности : дис. ... д-ра психол. наук. М. 346 с.
Позняков, В. П. (2002b) Социальная психология предпринимательства // Социальная психология : учеб. пособие для вузов / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Пер Сэ. 351 с. С. 331–350.
Позняков, В. П. (2012) Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. Т. 33. № 5. С. 5–15.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2010) Взаимосвязь психологических отношений предпринимателей к деловому партнерству и их ценностных ориентаций // Социальная психология труда: Теория и практика / отв. ред. А. Л. Журавлев, Л. Г. Дикая. М. : Изд-во Института психологии РАН. Т. 2. 442 с. С. 397–420.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2011a) Субъективная оценка факторов, обуславливающих участие в деловом партнерстве, как основание построения типологии отношения предпринимателей к деловому партнерству // Социально-экономические и психологические проблемы управления : сб. науч. ст. по материалам II Всерос. науч.-практ. конф. 21–23 апреля 2011 г. / под общ. ред. М. Г. Ковтунович. М. : МГППУ. 488 с. С. 172–180.
Позняков, В. П., Титова, О. И. (2005) Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности // Проблемы экономической психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Институт психологии РАН. Т. 2. 644 с. С. 181–204.
Позняков, В. П., Филинкова, Е. Б. (1998) Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. № 5. С. 32–43.
Психология предпринимательской деятельности (1995) / под ред. В. А. Бодрова. М. : Институт психологии РАН. 175 с.
Социальная психология экономического поведения (1999) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Наука. 237 с.
Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства (1999) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН. 276 с.
Титова, О. И. (2007) Гендерные различия в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству : автореф. дис. … канд. психол. наук. М. 26 с.