Миронова Н. Н., Жеребцов В. И., Тимофеев М. И. Рекомендации по повышению конкурентоспособности российской розничной торговли ювелирными изделиями на базе исследования мнений потребителей
(Национальный институт бизнеса, г. Москва)
Аннотация ♦ В статье представляются результаты исследования авторов, которое было проведено в октябре 2013 г. в связи с утверждением государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (2013). Актуальность данной работы обусловливается тем, что в ювелирной отрасли есть ряд серьезных проблем, которые не позволяют ей развиваться с использованием всего имеющегося потенциала.
Был проведен ситуационный анализ розничной торговли ювелирными изделиями в стране, а также изучены мнения потребителей. Опросом было охвачено 239 респондентов в ювелирных магазинах Москвы и ближайшего Подмосковья. Потребители по 5-балльной шкале оценивали ассортимент, мерчандайзинг, дизайн магазинов, художественный уровень изделий, профессионализм продавцов, общий уровень сервиса. В целом результаты опроса выявили наличие ряда серьезных замечаний, на основе которых авторы исследования сформулировали рекомендации для этой сферы услуг.
Ассортимент товаров должен подбираться при участии самого собственника или надежного профессионала — управляющего магазином. Модные тренды необходимо отслеживать через специализированную прессу и ведущие международные выставки. Необходимо учитывать, что переизбыток ассортимента так же вреден, как и его недостаток.
Фирменный стиль и дизайн магазина должны основываться на его позиционировании и на портретах целевых аудиторий. Отбор изделий по художественному уровню должен производиться исходя из профессионального чутья и, по возможности, от дизайнеров с мировыми именами. Повышать профессионализм продавцов рекомендуется использованием специальных тестов по владению чутьем на красоту, на людей, а также на стрессоустойчивость и обучаемость.
Для улучшения сервиса рекомендовано систематически реагировать на отзывы в книге жалоб и предложений, проводить анкетирование покупателей, организовывать опросы на корпоративном сайте, использовать методику «тайный покупатель», разрабатывать и периодически совершенствовать должностные инструкции для всего обслуживающего персонала, проводить тренинги делового общения и техники продаж.
Миронова Наталья Николаевна — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления на предприятии Национального института бизнеса, г. Москва, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Адрес: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 1. Тел.: +7 (499) 374-75-09. Эл. адрес:
Nnmir@mail.ru
Жеребцов Владимир Иванович — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга Национального института бизнеса, г. Москва. Адрес: 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 1. Тел.: +7 (499) 374-75-09. Эл. адрес:
zherebtsov49@mail.ru
Тимофеев Михаил Иванович — кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры маркетинга Национального института бизнеса, г. Москва. Адрес: 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 1. Тел.: +7 (499) 374-75-09. Эл. адрес:
teemofeev@mail.ru
Библиограф. описание: Миронова Н. Н., Жеребцов В. И., Тимофеев М. И. Рекомендации по повышению конкурентоспособности российской розничной торговли ювелирными изделиями на базе исследования мнений потребителей // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 310–318.
Девятков, Л. А. (2012) Перспективы развития системы управления в период вступления России в ВТО // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 2 (33). С. 16–20.