Лисович И. И., Макаров В. С. Научно-исследовательский проект «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре»
Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).
(Казанский государственный университет культуры и искусств),
(Казанский [Приволжский] федеральный университет)
Аннотация ♦ Проект посвящен культурологическому исследованию проблемы виртуального мира как универсального феномена современной мировой культуры, национальных культур и субкультур на примере шекспировской эпохи и ее современных репрезентаций.
Виртуальная шекспиросфера — область феноменов культуры, исторически возникающих вокруг личности и творчества Шекспира как иконической фигуры, включая попытки его «деканонизации». Виртуальная шекспиросфера — это комплексный продукт массового сознания, она ориентируется на восприятие социально и культурно неоднородной аудитории и является новой эстетической реальностью в виртуальном мире.
Актуальность исследования состоит в том, что оно посвящено анализу процесса виртуализации шекспиросферы в различных формах современной мировой культуры, поскольку современные виртуальные проекты основываются на техниках воображения, эффективно работавших в театре, литературе, графике и других формах искусства еще в эпоху Шекспира. Избранный материал исследования (культура шекспировской Англии и история ее репрезентаций) актуален и тем, что в это время начинается формирование современной национальной культуры, которое сопровождается возникновением множества утопических проектов, воображаемых репрезентаций национального прошлого и имперского будущего.
Комплексное изучение виртуальной шекспиросферы позволит раскрыть характер возникновения и развития шекспировского мифа, формирования и функционирования констант национального и мирового (глобального) культурного тезауруса в элитарной, массовой, повседневной и образовательной среде, а также приблизиться к исторической шекспировской Англии, показав, как каждая эпоха привносит новые формы и технологии этого осмысления.
Изучение шекспиросферы в современной культуре приобретает особое значение в условиях шекспировских «юбилеев» 2014–2016 гг. (450-летие со дня рождения и 400-летие со дня смерти драматурга).
Несмотря на множество работ по отдельным аспектам избранной темы (театр, кино, изобразительное искусство и т. д.), единая природа шекспиросферы остается неописанной. Сегодня необходимо при помощи междисциплинарных культурных исследований выявить изменчивость сущности данного явления (виртуальная шекспиросфера) и понять его природу, перспективы его развития в культурологии и во всех областях современного гуманитарного знания.
Ключевые слова: культурология, междисциплинарные исследования, медиакультура, У. Шекспир, шекспиросфера, виртуальные миры, культурные константы, формирование шекспировского мифа, новая эстетическая реальность, современный виртуальный мир, социокультурные коммуникации, визуальные исследования, тезаурусный анализ.
Лисович Инна Ивановна — кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и культурологии Казанского государственного университета культуры и искусств; докторант кафедры истории и теории культуры факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета. Адрес: 420059, Россия, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 3. Тел.: +7 (843) 277-59-07. Эл. адрес:
mag-inna@yandex.ru
Макаров Владимир Сергеевич — кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики перевода Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета. Адрес: 420111, Россия, г. Казань, ул. Пушкина, д. 1/55. Тел.: +7 (843) 292-20-90. Эл. адрес:
Vladimir.Makarov@ksu.ru
Библиограф. описание: Лисович И. И., Макаров В. С. Научно-исследовательский проект «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре» // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 264–282.
Барт, Р. (1989) Риторика образа // Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика : пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс. 616 с. С. 297–318.
Бодрийяр, Ж. (2013) Симулякры и симуляция. Тула : Тульский полиграфист. 204 с.
Гайдин, Б. Н. (2008) Интерпретации «гамлетовского вопроса» и комплексное изучение человека // Комплексное изучение человека: проблемы методологии : сб. науч. тр. Вып. 2 / отв. ред. Б. Г. Юдин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 80 с. С. 19–32.
Гайдин, Б. Н. (2009) Вечные образы как константы культуры (интерпретация «гамлетовского вопроса») : дис. … канд. филос. наук. М. 194 с.
Гайдин, Б. Н. (2011a) В поисках определений понятия «константа культуры» в философско-культурологическом дискурсе // Горизонты гуманитарного знания: В честь 75-летия Игоря Михайловича Ильинского : монография / под общ. ред. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М. : ГИТР. 348 с. С. 189–199.
Гайдин, Б. Н. (2011b) Образ Гамлета как константа русской культуры: концепция исследования [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Gaydin_Image-of-Hamlet/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.04.2014).
Гайдин, Б. Н. (2012a) Гамлет для глупцов: гамлетизация в тезаурусе современной русской массовой культуры // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. тр. Вып. 24 : Специальный выпуск : Высшее образование для XXI века: IX Международная научная конференция. Москва, 15–17 ноября 2012 г. : доклады и материалы. Симпозиум «Тезаурусный анализ мировой культуры» / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 78 с. С. 8–19.
Гайдин, Б. Н. (2012b) Образ Гамлета в русской культуре на рубеже XX–XXI вв. [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/Gaydin_Hamlet-Russian-Culture/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.04.2014).
Гайдин, Б. Н. (2014) Неошекспиризация в аспекте диалога культур // материалы Междунар. науч. конф. «XXVI Пуришевские чтения: Шекспир в контексте мировой художественной культуры», Москва, МПГУ, 8–11 апреля 2014 г. / отв. ред. Е. Н. Черноземова. М. : Сам Полиграфист. 196 с. С. 9–10.
Захаров, Н. В. (2008a) Гуманитарные константы в диалоге культур: шекспиризация, шекспиризм // Шекспировские штудии X: Шекспировские чтения 2008 : материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 29 сентября — 3 октября 2008 г.) / отв. ред. Н. В. Захаров, Вл. А. Луков ; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и прикл. исследований. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 90 с. С. 36–40.
Захаров, Н. В. (2008b) Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ / отв. ред. Вл. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.
Захаров, Н. В., Гайдин, Б. Н. (2006) Грамматические школы в эпоху ренессанса: чему учился Шекспир // Высшее образование для XXI века: III Межд. науч. конф., МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : Доклады и материалы. Вып. 10 / отв. ред. Н. В. Захаров, Вл. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 91 с. С. 49–53.
Захаров, Н. В., Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2012) Шекспиросфера [Электронный ресурс] // Электронное периодическое научное издание «Вестник Международной академии наук. Русская секция». № 2. С. 70–75. URL: http://www.heraldrsias.ru/online/2012/2/238/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.04.2014).
Захаров, Н. В., Луков, Вал. А., Луков, Вл. А., Гайдин, Б. Н. (2010) Гуманитарные науки и новые информационные технологии: интернет-проекты // Культура глобального информационного общества: противоречия развития / отв. ред. А. В. Костина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 544 с. С. 72–83.
Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусное поле шекспироведения: основные понятия // Захаров Н. В. Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с. С. 9–37.
Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. (2011a) Культ Шекспира: Теория и всемирные масштабы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 13. № 2. Ч. 1. С. 148–154.
Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. (2011b) Русский шекспиризм // Известия Самарск. науч. центра РАН. Т. 13. № 2. Ч. 3. С. 661–666.
Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. (2011c) Шекспироведение как следствие культа Шекспира // Филология: научные исследования. № 1. С. 86–93.
Захаров, Н. В., Луков, Вл. А., Гайдин, Б. Н. (2012) «Шекспировская индустрия» от истоков до наших дней [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/1/Zakharov~Lukov~Gaydin_Shakespeare-Industry/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.04.2014).
Захаров, Н. В., Макаров, В. С. (2014) Проект «Современники Шекспира» как часть виртуальной шекспиросферы // Материалы Междунар. науч. конф. «XXVI Пуришевские чтения: Шекспир в контексте мировой художественной культуры», Москва, МПГУ, 8–11 апреля 2014 г. / отв. ред. Е. Н. Черноземова. М. : Сам Полиграфист. 196 с. С. 7–9.
Кристева, Ю. (2004) Избранные тр: Разрушение поэтики. М. : РОССПЭН. 656 с.
Лисович, И. И. (2009) Грэшем-колледж и имперские амбиции Лондона XVII в. // Социокультурное пространство современного города : сб. науч. ст. / сост. и ред. Л. В. Карцевой. Казань : КазГУКИ. 286 с. С. 71–79.
Лисович, И. И. (2012b) Опера о Докторе Ди: “If We Had Kept that Spirit in Our Hearts” [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира : Электронное научное издание». URL: http://around-shake.ru/news/3824.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.04.2014).
Лисович, И. И. (2012c) Поэзия и наука: дискурсивная трансгрессия в Англии раннего Нового времени // Предел, граница, рамка: интерпретация культурных кодов : сб. науч. ст. / сост. и общ. ред. В. Ю. Михайлина, Е. С. Решетниковой. Саратов : ЛИСКА. 196, [3] с. С. 145–161.
Лисович, И. И. (2013a) Визуальная репрезентация ученого в европейской культуре раннего Нового времени // Диалог со временем. № 45. С. 251–270.
Лисович, И. И. (2013b) Визуальное как путь к истине: Платон, Фичино, Дюрер и начало научной революции // Вестн. Казанск. гос. ун-та культуры и искусств. № 2. С. 42–47.
Лотман, Ю. М. (2010) Семиосфера; Культура и взрыв; Внутри мыслящих миров; Статьи; Исследования; Заметки. СПб. : Искусство-СПБ. 704 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2014) Шекспиросфера // Материалы Междунар. науч. конф. «XXVI Пуришевские чтения: Шекспир в контексте мировой художественной культуры», Москва, МПГУ, 8–11 апреля 2014 г. / отв. ред. Е. Н. Черноземова. М. : Сам Полиграфист. 196 с. С. 4–7.
Луков, Вл. А. (1995) Виртуальная реальность и литература // Науч. тр. Моск. пед. гос. ун-та им. В. И. Ленина. Сер. Гуманитарные науки / отв. ред. Вл. А. Луков. М. : Прометей. С. 151.
Луков, Вл. А. (2006a) Культ писателя: формирование научного понятия в современной культуре // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. тр. Вып. 4 / отв. ред. Вл. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 58 с. С. 49–57.
Луков, Вл. А. (2006b) Культ Шекспира как научная проблема // Вестн. Междунар. академии наук (Русская секция). № 2. С. 70–72.
Луков, Вл. А. (2006c) Шекспироведение в свете исследования констант европейских культурных тезаурусов // Шекспировские штудии III: Линии исследования : сб. науч. тр. : материалы науч. семинара, 14 ноября 2006 г. / Моск. гуманит. ун-т. Ин-т гуманит. исследований ; отв. ред. Н. В. Захаров, Вл. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 95 с. С. 3–31.
Луков, Вл. А. (2010a) От шекспиризма к неошекспиризму: развитие культурной тенденции в XX веке // Шекспировские чтения 2010 / гл. ред. А. В. Бартошевич. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 404 с. С. 162–169.
Луков, Вл. А. (2010b) Шекспир на экране: «неошекспиризация» и «неошекспиризм» // Наука телевидения : научный альманах. Вып. 7. М. : ГИТР. С. 318–328.
Луков, Вл. А., Захаров, Н. В. (2008a) Гуманитарные константы в диалоге культур: шекспиризация, шекспиризм // Гуманитарные константы : материалы конф. Ин-та гуманит. исследований Моск. гуманит. ун-та, 16 февраля 2008 г. : сб. науч. тр. / отв. ред. Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 101 с. С. 35–40.
Луков, Вл. А., Захаров, Н. В. (2008b) Культ Шекспира // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 132–141.
Луков, Вл. А., Захаров, Н. В. (2008c) Культ Шекспира как социокультурный феномен // Вестн. Междунар. академии наук (Русская секция). № 1. С. 65–68.
Луков, Вл. А., Захаров, Н. В. (2008d) Шекспиризация и шекспиризм // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 253–256.
Макаров, В. С. (2011) «Монструозные фигуры» в Англии XVII века: Воображаемый монстр как конструкт // Новое литературное обозрение. № 107. С. 118–136.
Макаров, В. С. (2012a) “Wordseer”: какие слова у Шекспира чаще всего определяют существительное «жизнь»? [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира : электронное науч. изд.». URL: http://around-shake.ru/news/3989.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.04.2014).
Макаров, В. С. (2012b) iBard: год «мобильного Шекспира» продолжается [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира : электронное науч. изд.». URL: http://around-shake.ru/news/3996.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.04.2014).
Макаров, В. С. (2012c) Проект «Рецепты»: еда, магия, наука и медицина [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира : электронное науч. изд.». URL: http://around-shake.ru/news/4084.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.04.2014).
Макаров, В. С. (2012d) Прошлое Лондона: новый геоинформационный проект [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира : электронное науч. изд.». URL: http://around-shake.ru/news/4047.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.04.2014).
Макаров, В. С. (2012e) Раннее Новое время возвращается?: комментарий к дебатам о презентизме и историзме // Иностранные языки в современном мире: актуальные проблемы обучения языкам для профессиональных специальных целей : сб. материалов V Междунар.-практ. конф. Казань : КФУ. 608 с. С. 257–263.
Макаров, В. С. (2012f) Шекспировский спринт: нужен ли еще один электронный вариант Первого фолио Шекспира? [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира : электронное науч. изд.». URL: http://around-shake.ru/news/4086.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.04.2014).
Макаров, В. С., Гайдин, Б. Н. (2013) Гений Шекспира // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 313–318.
Макаров, В. С., Лисович, И. И. (2012) Бытовые практики в Англии раннего Нового времени // Шекспировские штудии XVIII (1): Современники Шекспира: избранные характеристики: Ч. 1: разделы 1–3 : сб. науч. тр. Исследования и материалы науч. семинара 23 апреля 2012 г. / отв. ред. Н. В. Захаров, Вл. А. Луков, Б. Н. Гайдин ; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и прикл. исследований; МАН (IAS). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 84 с. С. 75–81.
Самарская, Е. А. (2006) Жан Бодрийяр и его вселенная знаков // Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М. : Культурная революция ; Республика. 269 с. С. 251–264.
42-й ежегодный съезд Шекспировской ассоциации Америки (2014) [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира : электронное науч. изд.». URL: http://around-shake.ru/news/4726.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.04.2014).
Bieber, M., Engelbart, D. et al. (2002) Toward Virtual Community Knowledge Evolution // Journal of Management Information Systems. Vol. 18. No. 4. P. 11–35.
Biocca, F., Levy, M. R. (1995) Communication in the Age of Virtual Reality. Hillsdale, NJ : L. Erlbaum Associates. viii, 401 p.
Buhler, S. M. (2002) Shakespeare in the Cinema: Ocular Proof. Albany : State University of N. Y. Press. xii, 213 p.
Burnett, M. T. (2012) Filming Shakespeare in the Global Marketplace. Basingstoke : Palgrave Macmillan. xvii, 227 p.
Burnett, M. T., Wray, R. (2006) Screening Shakespeare in the Twenty-first Century. Edinburgh : Edinburgh University Press. iv, 218 p.
Castronova, E. (2005) Synthetic Worlds: The Business and Culture of Online Games. Chicago : University of Chicago Press. xi, 332 p.
Castronova, E. et al. (2007) What Is a Synthetic World? // Space Time Play. Computer Games, Architecture and Urbanism: The Next Level / ed. by F. von Borries, S. Walz, M. Böttger. Basel : Birkhäuser. 495 p. P. 174–177.
Cox, C., Warner, D. (2004) Audio Culture: Readings in Modern Music. L. : Continuum. xvii, 454 p.
Dovey, J., Kennedy, H. (2006) Game Cultures: Computer Games As New Media. Maidenhead : Open University Press ; McGraw-Hill International. x, 171 p.
Duncan, R. (2000) Toward a Theory of Comic Book Communication // Academic Forum / ed. by K. Fudge, M. R. Lloyd. Arkadelphia, AR : Henderson State University. No. 17. P. 71–88.
Duncan, R., Smith, M. J. (2009) The Power of Comics: History, Form and Culture. N. Y. ; L. : Continuum. x, 346 p.
Engelbart, D. C. (2002) Augmenting Human Intellect: A Conceptual Framework (1962) // Multimedia. >From Wagner to Virtual Reality (Expanded Edition) / ed. by R. Packer, K. Jordan. N. Y. : WW Norton & Company. xxxviii, 458 p. P. 64–90.
Fromme, J., Unger, A. (2012) Computer Games and New Media Cultures. Dordrecht ; N. Y. : Springer. viii, 710 p.
Garber, M. (2009) Shakespeare and Modern Culture. N. Y. : Anchor Books. xxxv, 326 p.
Heim, M. (1993) The Metaphysics of Virtual Reality. N. Y. ; Oxford : Oxford University Press. xiii, 175 p.
Heim, M. (1998) Virtual Realism. N. Y. ; Oxford : Oxford University Press. xiii, 238 p.
Huang, A. C. Y. (2009) Chinese Shakespeares: Two Centuries of Cultural Exchange. N. Y. : Columbia University Press. xi, 350 p.
Lanier, D. M. (2002) Shakespeare and Modern Popular Culture. Oxford ; N. Y. : Oxford University Press. ix, 187 p.
Lanier, D. M. (2006) Shakespeare and Cultural Studies: An Overview // Shakespeare. Vol. 2. No. 2. P. 228–248.
Latham, R. (1995) The Dictionary of Computer Graphics and Virtual Reality. 2nd ed. N. Y. : Springer. xi, 169 p.
Murray, J. H. (1997) Hamlet on the Holodeck: The Future of Narrative in Cyberspace. N. Y. : Free Press. xii, 324 p.
Nayar, P. K. (2004) Virtual Worlds: Culture and Politics in the Age of Cybertechnology. New Delhi ; Thousand Oaks, CA : Sage. 343 p.
Packer, R., Jordan, K. (2002) Ouverture // Multimedia. From Wagner to Virtual Reality (Expanded edition) / ed. by R. Packer, K. Jordan. N. Y.: WW Norton & Company. xxxviii, 458 p. P. XV–XXXVIII.
Ryan, M.-L. (2004) Narrative Across Media: The Languages of Storytelling. Lincoln, NE : University of Nebraska Press. vi, 422 p.
Shakespeare on Film (1998) / ed. by R. Shaughnessy. Basingstoke ; N. Y. : Palgrave. xi, 206 p.
The Cambridge Companion to Shakespeare and Popular Culture (2007) / ed. by R. Shaughnessy. Cambridge ; N. Y. : Cambridge University Press. ix, 291 p.
Theall, D. (2001) The Virtual Marshall McLuhan. Montreal : McGill-Queen’s University Press. xii, 305 p.
Weber, S. (2004) “The Virtual Reality of Theater”: Antonin Artaud // Weber S. Theatricality as Medium. N. Y. : Fordham University Press. xiv, 408 p. P. 277–294.