Аннотация ♦ В статье рассматриваются особенности формирования и развития неотрадиционализма на территории Центральной России — регионов, входящих в состав Центрального федерального округа. Территория характеризуется доминированием русского населения и с точки зрения социокультурных основ может рассматриваться как русская.
Неотрадиционализм и родственные ему явления архаизации и традиционализации сегодня интересны в первую очередь как социокультурная реакция общества на вызовы глобализации, модернизации, вестернизации. Этим обусловлена актуальность исследования.
Неотрадиционализм рассматривает процесс использования норм, ценностей из традиционной культуры, адаптируемых к современным условиям. Именно механизм адаптации к современным условиям, а не простое воспроизведение традиций является главным отличием неотрадиционализма от традиционализма.
Обобщение определенных проявлений неотрадиционализма в социокультурной жизни населения Центральной России позволило выделить три его формы: фольклорно-этнографическую (связанную с воспроизводством фольклорных традиций русской этнической культуры); военно-этнографическую (деятельность организаций, занимающихся возрождением русских воинских традиций); неоязыческую (возрождение, реконструкция, подражание древним языческим учениям, духовным практикам у этнографических движений и псевдоучений).
Условно выделенные формы взаимосвязаны. Одни из организаций крепко оформлены идеологически, другие — менее; одни более успешны в коммерческом плане, другие и вовсе не ставят целью получение прибыли. Важно понимать их адаптационную функцию, функцию сохранения этнической идентичности людей в условиях быстро меняющейся социальной жизни.
Ключевые слова: неотрадиционализм, формы неотрадиционализма, фольклор, военные игры, неоязычество, общественные движения, Центральная Россия.
Лапшин Василий Андреевич — кандидат философских наук, заведующий учебным кабинетом кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-55-11. Эл. адрес:
Socrab@inbox.ru
Библиограф. описание: Лапшин В. А. Неотрадиционализм в Центральной России: формы, движения, идеология // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 102–108.
Ламажаа, Ч. К. (2010) Архаика и архаизация общества в период социальных трансформаций (на примере Тувы) // Вестн. Новосибирск. гос. ун-та. Сер.: Философия. Т. 8. № 3. С. 92–97.
Ламажаа, Ч. К. (2011b) Воспроизводство архаики. Почему? // Человек. № 2. С. 97–103.
Ламажаа, Ч. К. (2013) Архаизация общества. Тувинский феномен. М. : Книжный дом «Либроком». 272 с.
Мадюкова, С. А., Попков, Ю. В. (2010) Социокультурный неотрадиционализм: воспроизведение традиций и воспроизводство этничности [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 2. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_6/1743-madyukova-popkov.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.03. 2014).
Мадюкова, С. А., Попков, Ю. В. (2011) Феномен социокультурного неотрадиционализма / под ред. Е. А. Тюгашева. СПб. : Алетейя. 132 с.
Неклюдов, С., Балла, О. (2010) Фольклор после фольклора // Знание — сила. № 7. С. 91–98.
Неоязычество на просторах Евразии (2001) / ред. и сост. В. А. Шнирельман. М. : Библейско-богословский институт. 177 с.
Орлов, Н. Краткий анализ русской (восточнославянской) боевой традиции и ее применения в современных условиях [Электронный ресурс] // Русский рукопашный бой — Буза. URL: http://www.buza.ru/text.php?cat_id=1&text_id=96&page=1 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 19.03.2014).