Калиева Э. И. Опыт организации научно-исследовательской работы студентов — будущих педагогов в условиях этнокультурного пространства
(Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга
им. Ш. Есенова, Казахстан)
Аннотация ♦ В статье рассматривается проблема организации научно-исследовательской работы студентов — будущих педагогов в Казахстане. Казахстанская система педагогического образования в настоящее время находится на пути решения задач обеспечения нового качества подготовки будущих педагогов, владеющих профессиональными компетенциями. Общая стратегия реализации компетентностного подхода определяется Законом Республики Казахстан «Об образовании», государственным общеобязательным стандартом высшего образования, государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг., Концепцией государственной молодежной политики до 2020 г. и др.
Модернизация высшего профессионального образования в стране будет связана и с развитием вузовской науки, особенно в части усиления научно-исследовательской деятельности студентов. Необходимость преодоления социально-экономического и духовного кризиса современных трансформирующихся обществ актуализирует проблему сохранения и развития этнической самобытности и традиций народов. Научно-исследовательская деятельность будущих педагогов в этих условиях должна быть связана с приоритетными проблемами развития этнической культуры, этнической педагогики и психологии.
В статье рассмотрена организация научно-поисковой деятельности научного студенческого сообщества в рамках работы кафедры педагогики и психологии Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова. Здесь она направлена на сбор, анализ традиционных педагогических идей западного региона Казахстана, определение практических путей их использования в воспитательных и образовательных целях, а также в целях популяризации.
Калиева Эльмира Измухановна — кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова, почетный работник образования Республики Казахстан. Адрес: 130000, Казахстан, г. Актау, 32 мкр., корп. 2. Тел.: +7 (701) 342-24-48. Эл. адрес:
elmira.kaliyeva@gmail.com
Библиограф. описание: Калиева Э. И. Опыт организации научно-исследовательской работы студентов — будущих педагогов в условиях этнокультурного пространства // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 195–199.
Кайсарова, А. В. (2008) Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе : дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары. 22 с.
Самашев, З. С., Кушербаев, К. Е., Аманшаев, Е. A., Астафьев, А. Е. (2007) Сокровища Устюрта и Манкыстау. Алматы : Археология. 400 с.
Таубаева, Ш. Т., Лактионова, С. Н. (2001) Педагогическая инноватика как теория и практика нововведений в системе образования. Научный фонд и перспективы развития. Алматы : Гылым. 296 с.
Тишулина, С. Г. (2006) Организационные и дидактические условия формирования этнопедагогической культуры будущего учителя : автореф. дис. … канд. пед. наук. Мурманск. 24 с.
Developing Talent in Young People (1985) / ed. by B. S. Bloom. N. Y. : Ballantine Books. x, 557 p.
Ericsson, К. A. (1996) The Acquisition of Expert Performance: An Introduction to Some of the Issues // The Road to Excellence: The Acquisition of Expert Performance in the Arts and Sciences, Sports, and Games / ed. by K. A. Ericsson. Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates. xi, 369 p. P. 1–50.
Lang, R. W. (2000) Schlüsselqualifikationen: Handlungs- und Methodenkompetenz, Personale und soziale Kompetenz. München : Deutscher Taschenbuch Verlag ; Beck. 579 s.
The European Higher Education Area — Achieving the Goals (2005) : Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, 19–20 May 2005 [Электронный ресурс] // European Higher Education Area. URL: http://www.ehea.info/Uploads/about/050520_Bergen_Communique1.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.12.2013).