Юсупов В. З. Проектно-целевое управление развитием дополнительного образования в вузе
(Столичная финансово-гуманитарная академия)
Аннотация ♦ Стратегические ориентиры развития инновационной экономики и социальной сферы России обусловливают необходимость активизации инновационной деятельности в образовании. Осуществляется эта деятельность в форме инновационных проектов и программ, которые являются предметом специально организованного проектного управления. В статье рассмотрена его разновидность — проектно-целевое управление на основе целевых проектов дополнительного профессионального образования.
Методологическими основаниями проектно-целевого управления являются философско-мировоззренческое представление о проектировании как способе развития общественных систем, методология системного проектирования, ресурсный и проектно-целевой подходы, а также процессная концепция управления проектами. Опираясь на эту концепцию, автор статьи выявил, исследовал и описал совокупность функций управления целевыми образовательными проектами. Субъекты управленческой деятельности реализуют эти функции по отношению к управлению содержанием проекта, его качеством, стоимостью, временем, человеческими ресурсами, рисками, коммуникациями, контрактами.
В ходе экспериментальной работы под руководством автора статьи были разработаны и реализованы несколько портфелей проектов. Например, в Столичной финансово-гуманитарной академии наиболее масштабным стал портфель проектов под общим названием «Проектирование образовательных программ в условиях подготовки и перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты» (2012–2013 гг.).
Целевой образовательный проект представляет собой завершенный цикл совместной деятельности его участников, ограниченный по времени, бюджету, ресурсам. Он предусматривает заключение и выполнение контракта на оказание вузом дополнительных образовательных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в повышении квалификации и профессиональной переподготовки работников. В документационном виде проект — это текст дополнительной образовательной программы и других учебно-методических материалов.
В ходе экспериментальной работы существенно возросло количество реализованных дополнительных образовательных программ, численность обучившихся по этим программам, доля работников вуза — разработчиков целевых проектов. Одновременно повысились доходы вуза и объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника, участвующего в эксперименте.
Юсупов Виталий Зуфарович — доктор педагогических наук, профессор, проректор Столичной финансово-гуманитарной академии. Адрес: 115088, Россия, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 15. Teл.: +7 (903) 722-81-53. Эл. адрес:
uvz2@sfga.ru
Библиограф. описание: Юсупов В. З. Проектно-целевое управление развитием дополнительного образования в вузе // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 259–266.
Голышев, И. Г. (2012) Управление интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования : дис. … д-ра пед. наук. Казань. 337 с.
Колесникова, И. А., Гончарова-Сибирская, М. П. (2005) Педагогическое проектирование : учеб. пособие. М. : Академия. 288 с.
Луков, В. А. (2003) Социальное проектирование : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. Академии ; Флинта. 240 с.
Об образовании в Российской Федерации (2013) : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электр. ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 [архивировано в Archive.Is] (дата обращения: 7.06.2013).
Юсупов, В. З., Богданов, А. И. (2003) Принятие управленческих решений в образовательном проекте : учеб. пособие. 2-е изд., стер. М. : ИПИ РАО. 112 с.