Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2014 / №1
Ярмолинская В. Н. Сценография Беларуси XX века: истоки и становление
(Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси)
Аннотация ♦ Статья посвящена исследованию сценографии Беларуси — от истоков до возникновения профессиональных театров в XX в. Рассмотрены особенности оформления сцены школьных театров XVIII в., а также любительских трупп XIX в. Определены тенденции развития современной белорусской сценографии.
Проблема истоков является важной для любого профессионального искусства, в том числе и театрального. Истоки искусства сценографии связаны с временами, когда начали зарождаться ранние формы сценического творчества, когда люди только учились организовывать зрелища ради создания праздников в своей жизни. Элементы сценографии присутствовали в ритуальных костюмах исполнителей обрядов, народных представлений белорусов, таких как «Прощание с Зимой» и «Встреча Весны», «Ночь на Ивана Купалу», «Рождество», а также в выступлениях скоморохов.
В консервативном школьном театре, который существовал в Беларуси в XVI–XVIII вв. при духовных учебных заведениях — академиях, коллегиумах, искусство сценографии занимало первостепенное значение. Постановки здесь были невозможны без сложной машинерии (призмы-теларии, способные на неожиданную трансформацию и представление различных мест действия, живописные декорации), освещения, шумового и звукового сопровождения.
Оригинальностью оформления спектаклей выделялись такие яркие самобытные любительские белорусские коллективы, как театр В. Дунина-Мартинкевича, труппа под руководством И. Буйницкого, театр Вл. Голубка. Их объединяло то, что главными, первостепенными в их творчестве и искусстве оформления сцены были народные традиции.
Современная белорусская сценография имеет свои особенности. Она существенно отличается от сценографии предыдущих десятилетий XX в. В лучших сценографических проектах прослеживается тенденция: художники не перечеркивают традиций прошлого, а обогащают, творчески перерабатывают их. Отрицая натурализм и бытовизм, сценографы стремятся не только к зрелищности, но и к яркой образности и метафоричности.
Ключевые слова: сценография, драматургия, режиссура, Беларусь, театр Беларуси, история театра.
Ярмолинская Вероника Николаевна — кандидат искусствоведения, доцент, заведующая отделом театрального искусства Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, член Белорусского союза театральных деятелей, Союза литературно-художественных критиков Беларуси. Адрес: 220072, Беларусь, г. Минск, ул. Сурганова, 1, корп. 2, к. 402. Тел.: +37 (517) 284-29-22. Эл. адрес:
yarmolinskaya@tut.by
Библиограф. описание: Ярмолинская В. Н. Сценография Беларуси XX века: истоки и становление // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 243–250.
Дата поступления: 28.02.2013 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барышев, Г. И. (1992) Театральная культура Белоруссии XVIII века. Мн. : Наука и техника. 284 с.
Борисова, Т. Т. (1964) Шекспир на белорусской сцене. Мн. : Наука и техника. 105 с.
Гісторыя беларускага тэатра (1985) : ў 3 т. Мн. : Навука і тэхніка. Т. 2. 607 с. (На белорус. яз.).
Дунін-Марцінкевіч, В. І. (1958) Збор твораў. Мн. : Дзяржаўнае выдавецтва БССР. 431 с. (На белорус. яз.).
Хрэстаматыя па гісторыі беларускага тэатра і драматургіі (1998) : ў 3 т. Мн. : Беларуская навука. Т. 2: 20–50-я гады XX стагоддзя. 574 с. (На белорус. яз.).
|