Васильева Е. Н. Метод проблемного обучения в преподавании философии студентам вуза негуманитарного профиля
(Институт туризма и гостеприимства, г. Москва
[филиал Российского государственного университета туризма и сервиса])
Аннотация ♦ В статье обосновывается необходимость проблемного подхода в преподавании философии студентам негуманитарных специальностей. В данном подходе выделяются психологический и дидактический аспекты.
Психологический аспект связан с активизацией внимания и интереса студентов к философским вопросам. Основное внимание уделяется опоре на наличное знание и поиску способов получения и применения нового философского знания. Дидактический аспект раскрывается в методиках проведения лекционных и семинарских занятий. На лекционных занятиях предлагается выявлять суть проблемы и ее актуальность через проникновение в мироощущение и миропонимание эпохи, раскрывать социокультурные предпосылки, которые привели к постановке проблемы. Или возможно рассмотрение философской предыстории проблемы, изложение философского проекта, определившего целое направление исследований.
Преподаватель должен отслеживать логику изложения материала в лекции, контролировать усвоение темы студентами с помощью заданий. Для этого может строиться схема развития философской проблемы. Она должна включать лаконично сформулированные проблемы и подпроблемы, поле предложенных решений — философских концепций. Текущий контроль успеваемости может включать творческие задания. На семинарских занятиях эта же методика используется в виде заданий по рисованию разветвленных схем философских вопросов. Автором статьи предложена методика создания проблемных ситуаций.
Делается вывод о том, что проблемный метод обучения позволяет развивать философское мышление студентов, видеть многообразие путей решения философских проблем, находить наиболее рациональные решения. Использование проблемного метода помогает воспитывать образованных и творчески мыслящих личностей, способных принимать нестандартные решения и быть в жизни стратегами.
Ключевые слова: методика преподавания философии, метод проблемного обучения, негуманитарные специальности.
Васильева Елена Николаевна — кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук Института туризма и гостеприимства (филиала Российского государственного университета туризма и сервиса). Адрес: 129164, Россия, г. Москва, ул. Кибальчича, д. 6, корп. 2. Тел.: +7 (495) 682-09-90. Эл. адрес:
falsafa@list.ru
Библиограф. описание: Васильева Е. Н. Метод проблемного обучения в преподавании философии студентам вуза негуманитарного профиля // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 89–94.