Тарнавская Т. В. Дидактические основы внедрения информационных технологий в образовательный процесс университета исследовательского типа
(Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины)
Аннотация ♦ В статье описаны общедидактические принципы обучения в контексте использования информационных технологий в образовательном процессе университета исследовательского типа. Актуальность исследования заключается в том, что глобальная информатизация всех сфер человеческой жизни и деятельности выдвигает новые проблемы в области высшего образования, ведет к изменению целей и содержания обучения, требует его непрерывного совершенствования, что может быть обеспечено внедрением информационных технологий в учебный процесс. Проблема повышения эффективности их использования путем научно обоснованного сочетания традиционных и инновационных форм обучения с каждым годом возрастает даже там, где довольно успешно решаются проблемы технического характера. Дидактические принципы, определяющие содержание образования, совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития в нем науки и культуры. Преобразования в обществе влияют на педагогические технологии.
Целью статьи является выделение общедидактических принципов, ориентированных на подготовку специалиста в университете исследовательского типа в контексте использования информационных технологий. Автор рассматривает принципы соответствия дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения; наглядности; сознательности и активности; доступности; научности; систематичности и последовательности; связи теории с практикой; прочности в овладении знаниями, навыками и умениями; стимулирования и мотивации положительного отношения к учению; проблемности и активизации самостоятельной деятельности учащегося.
В статье речь идет не о замене традиционных дидактических принципов новыми, а об уточнении и наполнении их таким содержанием, которое позволило бы в новых условиях использовать их эффективно. Механическое применение традиционных форм и методов в новых условиях или игнорирование дидактических принципов обучения ведет к созданию низкокачественных с научной точки зрения образовательных программных средств.
Ключевые слова: дидактические принципы, информатизация, информационные технологии, исследовательский университет.
Тарнавская Татьяна Вердиевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка для экономических специальностей Национального университета биоресурсов и природопользования Украины. Адрес: 03041, Украина, г. Киев, ул. Героев Обороны, д. 15. Тел.: +38 (044) 527-80-99. Эл. адрес:
tarnavskaya@ukr.net
Библиограф. описание: Тарнавская Т. В. Дидактические основы внедрения информационных технологий в образовательный процесс университета исследовательского типа // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 94–101.
Бабанский, Ю. К., Сластенин, В. А., Сорокин, Н. А. (1988) Педагогика. М. : Просвещение. 479 с.
Белиовская, Л. (2012) Самостоятельный физический эксперимент в современном типовом и цифровом кабинетах физики при реализации Федерального государственного образовательного стандарта [Электр. ресурс] // Учительская газета. № 23. 5 июня.URL: http://www.ug.ru/archive/46181 [архивировано в WebCite](дата обращения: 18.04.2013).
Голуб, Б. А. (1999) Основы общей дидактики : учеб. пособие. М. : Гуманитарный изд. центр «Владос». 96 с.
Гордашников, В. А., Осин, А. Я. (2009) Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. М. : Академия Естествознания. 288 с.
Данилова, Е., Пудловски, З. (2008) О развитии навыков профессиональной коммуникации в инженерном образовании // Высшее образование в России. № 10. С. 50–55.
Коменский, А. Я. (1940) Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»). М. : Наркомпрос РСФСР. 90 с.
Столяренко, Л. Д., Самыгин, С. И. (2005) Педагогика: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. 4-е изд., испр. и доп. М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : ИЦ «МарТ». 256 с.
Усков, И. В. (2006) Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности студентов : дис. … канд. пед. наук. Рязань. 146 с.
Положення про дослідницький університет (2010) : постанова Кабінету Міністрів України від 17.02.2010 р. № 163 // Офіційний вісник України. № 13. С. 30. (На укр. яз.)