Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2014 / №1
Позняков В. П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиций концепции психологических отношений
Статья подготовлена при поддержке РГНФ (грант № 12-06-12042-в «Информационно-исследовательская база данных „Социальная психология российского предпринимательства‟»).
(Институт психологии РАН,
Московский гуманитарный университет)
Аннотация ♦ В статье представлены результаты исследований российских предпринимателей, выполненных с позиций концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности. Рассматриваются особенности отношения предпринимателей к своей экономической деятельности в зависимости от оценки ряда ее характеристик с учетом региональной специфики и различий, обусловленных гендерной принадлежностью.
Теоретическим основанием исследования является авторская концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности и экономической деятельности. На основе авторской концепции психологических отношений разработана программа социально-психологического исследования российских предпринимателей и проведено комплексное масштабное исследование, позволившее выявить и проанализировать особенности структуры, динамики, региональных и гендерных различий социально-психологических характеристик российских предпринимателей.
Выявлено содержание наиболее значимых мотивов выбора предпринимательской деятельности: достижение высокого материального благополучия, независимости в работе и возможности реализовать свои способности. Определены характерные особенности российских предпринимателей: высокая степень ориентации на собственные возможности, склонность к конкуренции и умеренному риску в экономической деятельности, низкая степень доверия к государственным органам и предпринимательским структурам. Эмпирически выделены социально-психологические факторы деловой активности предпринимателей: оценка своей конкурентоспособности и собственных возможностей в повышении успешности бизнеса, отношение к риску и конкуренции в экономической деятельности, степень надежности большинства партнеров, оценка и прогноз изменения уровня жизни семьи, оценка успешности своей предпринимательской деятельности.
В качестве нового и перспективного направления исследований социальной психологии российских предпринимателей с позиций теории психологических отношений предлагается изучение факторов, механизмов и закономерностей взаимоотношений внутри предпринимательского сообщества и взаимоотношений предпринимателей с представителями других социальных групп. В рамках этого направления выявлены и проанализированы гендерные различия в отношении предпринимателей к партнерству и конкуренции, типы психологического отношения предпринимателей к деловому партнерству, социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия.
Результаты исследований показывают ведущую роль ценностных ориентаций личности как факторов, определяющих характер взаимоотношений в предпринимательской среде. Прикладное значение проведенных исследований заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы центральными и региональными органами власти в работе по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в России.
Ключевые слова: психологические отношения, российские предприниматели, социальная психология, экономическая психология, психология предпринимательства, деловая активность, гендер, мотивы, ценностные ориентации.
Позняков Владимир Петрович — доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, член-корреспондент Международной академии психологических наук (МПАН). Адрес: 129366, Россия, Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел./факс: +7 (495) 682-72-70; +7 (495) 682-92-01; +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес:
pozn_v@mail.ru
Библиограф. описание: Позняков В. П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиций концепции психологических отношений // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 267–275.
Дата поступления: 10.12.2013 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1993) Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал. Т. 14. № 6. С. 23–34.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1994) Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования. № 5. С. 61–69.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1995) Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : Институт психологии РАН. 58 с.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2004) Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1. № 3. С. 46–64.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М. : Институт психологии РАН. 480 с.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П., Титова, О. И. (2008) Гендерные особенности конкуренции и партнерства // Наука. Культура. Общество. № 4. С. 102–115.
Позняков, В. П. (2001) Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Институт психологии РАН. 240 с.
Позняков, В. П. (2002) Психологические отношения в условиях изменения форм собственности : дис. ... д-ра психол. наук. М. 346 с.
Позняков, В. П. (2002) Социальная психология предпринимательства // Социальная психология : учеб. пособие для вузов / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Изд-во Пер Сэ. 351 с. С. 331–350.
Позняков, В. П. (2012) Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. Т. 33. № 5. С. 5–15.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2009) Деловое партнерство как одна из форм деловой активности предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 36–43.
Позняков, В. П., Груздева, Е. А. (2013) Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 226–234.
Позняков, В. П., Филинкова, Е. Б. (1998) Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. № 5. С. 32–43.
|