Аннотация ◊ В статье ректора Московского гуманитарного университета, главного редактора журнала «Знание. Понимание. Умение» осмысливается 10-летняя деятельность созданного по его инициативе журнала: в 2004–2013 гг. в журнале было опубликовано 1679 статей более 1000 авторов, среди которых ведущие российские и зарубежные ученые, деятели образования и культуры. Анализ содержания журнальных публикаций ведется автором с позиций реализации концептуальных положений относительно изменения роли каждого из компонентов, обозначенных в названии журнала, в современной системе высшего образования. Утверждается, что формула «знание — понимание — умение» в современных условиях более точно фиксирует стратегию образовательной деятельности, чем широко распространенная в российской научной литературе и педагогической практике формула «знания — умения — навыки» (ЗУН). Сегодня на первое место в образовательной политике выдвигается задача обеспечить понимание человеком происходящего в мире, преодолевая избыточность поступающей по разным каналам информации и ее противоречивость. В формуле ЗУН эта новая роль понимания не находит отражения. Соответственно, в образовательных программах и в формулировке компетенций, которые в итоге обучения и воспитания должны приобрести студенты, понимание оказывается несущественной характеристикой, что недопустимо. Проблема понимания рассматривается автором в контексте глобализации и конкретизируется применительно к сфере образования. В этой области активно развиваются процессы интеграции национальных образовательных систем (Болонский процесс), но они реализуются главным образом на уровне согласования формальных показателей, которые предназначены для облегчения академической мобильности. Содержание же знаний и приобретаемых студентами умений, а более всего понимание того, что эти знания и умения несут в себе для общества, для мирового экономического, политического, культурного развития, оказываются на периферии интеграции образовательных систем. В преодолении этого положения определенную роль играет мониторинг гуманитарных наук, который позволяет выявлять основные направления интеллектуального развития. База этого мониторинга — публикации монографий, научных статей, других результатов научной деятельности, которые становятся доступными научному и образовательному сообществу. Но нужны новые шаги к тому, чтобы от фиксации имеющегося положения перейти к проектированию стратегических направлений развития всего комплекса гуманитарных и социальных наук. Эта задача ставится и перед научным журналом «Знание. Понимание. Умение».
Ключевые слова: знание, понимание, умение, образование, гуманитарные науки, образовательная политика.
Ильинский Игорь Михайлович — доктор философских наук, профессор, ректор Московского гуманитарного университета, президент Национального союза негосударственных вузов, президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-78-78. Эл. адрес: iilinskiy@mosgu.ru
Библиограф. описание: Ильинский И. М. «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 5–17.
История теоретической социологии: Начало XX века. Первый общетеоретический кризис социологии (2010) : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Ю. Н. Давыдов (рук. авт. кол.) и др. М. : Академ. Проект ; Гаудеамус. 354 с.