Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №1

Ильинский И. М. «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики

(Московский гуманитарный университет)

Аннотация ◊ В статье ректора Московского гуманитарного университета, главного редактора журнала «Знание. Понимание. Умение» осмысливается 10-летняя деятельность созданного по его инициативе журнала: в 2004–2013 гг. в журнале было опубликовано 1679 статей более 1000 авторов, среди которых ведущие российские и зарубежные ученые, деятели образования и культуры. Анализ содержания журнальных публикаций ведется автором с позиций реализации концептуальных положений относительно изменения роли каждого из компонентов, обозначенных в названии журнала, в современной системе высшего образования. Утверждается, что формула «знание — понимание — умение» в современных условиях более точно фиксирует стратегию образовательной деятельности, чем широко распространенная в российской научной литературе и педагогической практике формула «знания — умения — навыки» (ЗУН). Сегодня на первое место в образовательной политике выдвигается задача обеспечить понимание человеком происходящего в мире, преодолевая избыточность поступающей по разным каналам информации и ее противоречивость. В формуле ЗУН эта новая роль понимания не находит отражения. Соответственно, в образовательных программах и в формулировке компетенций, которые в итоге обучения и воспитания должны приобрести студенты, понимание оказывается несущественной характеристикой, что недопустимо. Проблема понимания рассматривается автором в контексте глобализации и конкретизируется применительно к сфере образования. В этой области активно развиваются процессы интеграции национальных образовательных систем (Болонский процесс), но они реализуются главным образом на уровне согласования формальных показателей, которые предназначены для облегчения академической мобильности. Содержание же знаний и приобретаемых студентами умений, а более всего понимание того, что эти знания и умения несут в себе для общества, для мирового экономического, политического, культурного развития, оказываются на периферии интеграции образовательных систем. В преодолении этого положения определенную роль играет мониторинг гуманитарных наук, который позволяет выявлять основные направления интеллектуального развития. База этого мониторинга — публикации монографий, научных статей, других результатов научной деятельности, которые становятся доступными научному и образовательному сообществу. Но нужны новые шаги к тому, чтобы от фиксации имеющегося положения перейти к проектированию стратегических направлений развития всего комплекса гуманитарных и социальных наук. Эта задача ставится и перед научным журналом «Знание. Понимание. Умение».

Ключевые слова: знание, понимание, умение, образование, гуманитарные науки, образовательная политика.


Ильинский Игорь Михайлович — доктор философских наук, профессор, ректор Московского гуманитарного университета, президент Национального союза негосударственных вузов, президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-78-78. Эл. адрес: iilinskiy@mosgu.ru

Скачать

Библиограф. описание: Ильинский И. М. «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 5–17.

Дата поступления: 10.12.2013 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вебер, М. (1990) Избр. произведения : пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко. М. : Прогресс. 808 с.

Давыдов, Ю. С. (2007) Новые реалии российского образования // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 23–28.

Журавлев, А. Л. (2008) Анатолий Лактионович Журавлев: «Психология находится в центре всей современной системы наук» (беседу вел Вал. А. Луков) // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 94–111.

Журавлев, А. Л. (2011) Современные тенденции развития социальной психологии в России // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 20–28.

Захаров, Н. В. (2007) Шекспиризм в русской литературе // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 175–180.

ЗУН — знания, умения, навыки. (2012) [Электр. ресурс] // Методолог. Сайт посвящен изобретательским задачам и методам их решения. URL: http://www.metodolog.ru/node/1513 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 29.01.2014).

Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии. 592 с.

Ильинский, И. М. (2004) К читателям журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5–7.

Ильинский, И. М. (2006) Образование и кризис понимания // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5–10.

Ильинский, И. М. (2008) Асимметричный человек // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5–12.

Ильинский, И. М. (2011) Воспитание в индивидуализированном обществе // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 3–8.

Ильинский, И. М. (2012) «Модернизация» российского образования в контексте мировой глобализации // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 3–23.

Ильинский, И. М. (2013) Об эффективности мониторинга вузов // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 3–9.

История теоретической социологии: Начало XX века. Первый общетеоретический кризис социологии (2010) : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Ю. Н. Давыдов (рук. авт. кол.) и др. М. : Академ. Проект ; Гаудеамус. 354 с.

Карпенко, М. П. (2007) Новая роль высшего образования в эпоху развития инновационной экономики, глобализации и депопуляции // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 31–39.

Ковалева, А. И. (2012) Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 19–24.

Колин, К. К. (2013) Структура реальности и философия информации // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 13–26.

Костина, А. В. (2011) Диалог в современном мире: условия и возможности осуществления // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 9–20.

Кузнецова, Т. Ф. (2007) Переходность как параметр принципа историзма // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 56–59.

Ламажаа, Ч. К. (2011) Архаизация общества в период социальных трансформаций // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 35–42.

Луков, Вал. А. (2013) Развитие человека в свете биосоциологии // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 25–33.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2010a) Гуманитарная экспертиза в сфере образования: анализ ответов экспертов на вопрос об ученых степенях // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 50–64.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2010b) Гуманитарная экспертиза в сфере образования: анализ ответов экспертов на вопрос о содержании понятия «образование» // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 27–43.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2010c) Гуманитарная экспертиза в сфере образования: анализ ответов экспертов на вопрос о содержании понятия «воспитание» // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 39–52.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013a) Новый Энциклопедизм (тезаурусный анализ) // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 79–85.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013b) Тезаурус как ориентационный комплекс // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 107–110.

Панарин, А. С. (2004) Глобальное политическое прогнозирование. Фрагменты выступления на методологическом семинаре в МосГУ // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 171–173.

Плаксий, С. И. (2006) Стратегия развития российских вузов // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 15–22.

Плаксий, С. И. (2012) Болонский процесс в России: плюсы и минусы // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 8–12.

Смолин, О. Н. (2006) Российское образование: состоится ли левый поворот? // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 74–80.

Тощенко, Ж. Т. (2006) Новые идеи в социологии // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 48–49.

Тощенко, Ж. Т. (2013) Этноконфессиональные проблемы высшего образования // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 26–27.

Шудегов, В. Е. (2007) Высшее образование в России: новое в законодательстве // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 15–22.

Шудегов, В. Е. (2009) Образование в современной России: новые решения // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 9–14.

Шудегов, В. Е. (2011) Высшая школа в свете новых тенденций в российском законодательстве об образовании // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 14–20.

Шудегов, В. Е. (2013) Образование в современной России: новые решения // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 11–16.

Юдин, Б. Г. (2008) Медицина и конструирование человека // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 12–20.

Gruhle, H. W. (1948) Verstehende Psychologie : Erlebnislehre. Stuttgart : Thieme. 622 s.

Kofler, W. (2013) Possibilities for a Union of Human and Natural Sciences in the 21st Century [Возможности союза гуманитарных и естественных наук в XXI веке] // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 30–34.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»