Аннотация ♦ В статье явление коммуникации исследуется с позиции философской антропологии. При таком подходе коммуникация предстает как проявление не только социальной, но и экзистенциальной природы человека, так как она устанавливает его отношения с миром, Другим (и обществом), Богом и т. п. Особый статус приобретают отношения «Я — Другой». В случае активности передающей и принимающей сторон возникает межсубъектная коммуникация, обладающая особыми свойствами: диалогического взаимодействия; интерсубъективности; общения как состояния слияния сообщения, информации и понимания; наличия личности. Рассматривается структура межсубъектной коммуникации на основе концепции базовых потребностей А. Маслоу. Предлагается ее шестиуровневая структура: примитивный, традиционно ориентированный, социально-нормативный, прогрессивно-синтезирующий, духовный, духовно преобразующий типы коммуникации. Развитие массмедиа и «сетевого общества» накладывает существенный отпечаток на структуру коммуникации, привнося в нее элемент неподлинности и вызывая эффект, который можно назвать архаизацией коммуникации: доминантными становятся примитивные формы — массовая, социальная, бытовая, семейная, эротическая формы межсубъектной коммуникации, а содержащаяся в ней информация мифологизируется или обретает мистические элементы.
Горелова Татьяна Анатольевна — доктор философских наук, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-55-11. Эл. адрес: fylosofy@mosgu.ru
Деклерк Ирина Вячеславовна — аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-55-11. Эл. адрес: fylosofy@mosgu.ru. Научный руководитель — д-р филос. наук Т. А. Горелова.
Библиограф. описание: Горелова Т. А., Деклерк И. В. Бинарный код межсубъектной коммуникации // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 61–72.
Антология мировой философии (1969) : в 4 т. М. : Мысль. Т. 1. Ч. 2. 720 с.
Белик, А. А. (2012) Детство // Социокультурная антропология: история, теория, методология : Энциклопедический словарь / под ред. Ю. М. Резника. М. : Академический Проект, Культура ; Киров : Константа. С. 896–910.
Габитова, Р. М. (1972) Человек и общество в немецком экзистенциализме. М. : Наука. 224 с.
Горелов, А. А., Горелова, Т. А. (2006) Этика. М. : Флинта. 416 с.
Девяткин, С. В. (1996) Искусство сатьяграхи // Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки / ред. Р. Г. Апресян. М. : Аслан. 288 с. С. 16–65.
Кант, И. (1966) Соч. : в 6 т. М. : Мысль. Т. 5. 546 с.
Краткая философская энциклопедия. (1994) М. : Прогресс. 576 с.
Луман, Н. (2011) Общество общества : в 5 кн. М. : Логос. Кн. 2 : Медиа коммуникации. Кн. 4 : Дифференциация. 640 с.
Маслоу, А. (1999) Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия. 320 с.
Соловьев, В. С. (1988) Соч. : в 2 т. М. : Мысль. 822 с.
Сорокин, П. А. (1991) Таинственная энергия любви [Электр. ресурс] // Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». URL: http://ecsocman.hse.ru/data/562/943/1216/16Sorokin.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 16.11.2012).
Федоров, Н. Ф. (1982) Философия общего дела // Федоров Н. Ф. Соч. М. : Мысль. 711 с.
Флоренский, П. А. (1990) Столп и утверждение истины : в 2 т. М. : Правда. Т. I (I). 491 с.
Фромм, Э. (1992) Душа человека. М. : Республика. 430 с.
Фромм, Э. (1995a) Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М. : Юрист. 623 с. С. 273–565.